Библиотека

Блоги

Цвета в культуре разных народов

В ощущениях, передаваемых цветом, скрыты природные ассоциации, которые в нашем сознании заложены почти на генетическом уровне, влияние культурных национальных традиций человека, а также цветовые ассоциации личных переживаний и впечатлений. Общие природные цветовые ассоциации практически одинаковы или во многом похожи у людей самых разных национальностей. Далее подробнее о цветах в культуре разных народов.

Синий цвет всегда был одним из самых популярных в культурах всех народов. Синий – цвет вечности, соединяющий настоящее с прошлым и будущим. В синий цвет одеты маги и волшебники. В мифах синий цвет – это божественное проявление, цвет загадочности и ценности. Почти у всех народов и культур синий цвет также ассоциируется с небом, желтый – символизирует солнце, красный – это цвет пламени и страсти.

В свое время на многие виды искусства, в том числе и прикладное, большое влияние оказала живопись, родившаяся из ранней церковной иконописи. Цвета икон и настенных церковных росписей определялись строго установленными канонами и состояли из синих, золотых, белых, оранжевых и зеленых тонов. Богоматерь всегда была одета в синий, символизирующий небо, плащ с золотым подбоем, а темно-красное платье являлось символом ее огромной материнской любви. Белые одежды Христа означали чистоту его помыслов и отсутствие греха. В поздней христианской иконописи уже появился фиолетовый цвет, ставший символом страдания и «страстей господних».

Своеобразный, почти философский смысл цвету придается в странах Востока. Если в христианской Европе белый – символ чистоты и света, то в Китае он символизирует смерть. А пробуждение и просветление, достижение определенного духовного совершенства у буддийских монахов связано с оранжевым цветом – символом солнца и священного красного огня.

Буддийские монахи

Китайцы красный цвет считают символом долголетия и именно из красной ткани шьют свадебные платья для невест. Древние римляне считали, что красный цвет – это символ силы, мощи, власти. В древней Японии цвет играл роль точного информационного посыла. В известном театре Кабуки цвет играет роль текста, например, сиреневая повязка на голове героя говорит о его смертельной ране. Большое количество определенного цвета в костюме героя подчеркивает черты его характера – добродетель или коварство.

Культурные традиции имеют большое значение в укладе жизни людей, а они, в свою очередь, определяются географическим положением страны и климатическими условиями. Именно этими особенностями во многом определяется насыщенность цветов. Краски, окружающие человека на его родине, в определенной мере определяют его выбор цветов, присутствующих и в одежде, и в декоре.

У народов северных широт большая часть года – это зима с белым снегом, лето здесь короткое и блеклое. Цветовая палитра северных широт довольно скудная: серое море, серо-голубое небо, темные ели, суровые скалы и луговые цветы самых бледных оттенков. Северяне, как правило, всегда отдавали предпочтение спокойным тонам, но отсутствие натуральных ярких красок в природе породило желание немного «раскрасить» свой мир и быт. В холодных скандинавских странах домашний уют стал почти культом.

Цвет тканей одежды скандинавов в основном белый, кремовый, приглушенно-зеленый и бледно-синий, но все эти цвета часто дополняются красным цветом, который у северных народов является основным цветом декора. Рисунок на вязанных и вышитых изделиях чаще всего геометрический.

Англичане, живущие в атмосфере постоянного смога и тоже довольно скудной на яркие краски природной среде, придумали иной способ расцвечивать свою жизнь – свой быт они украшают вышивками с цветочными мотивами. Шторы, украшенные пышными атласными бантами и маленькими букетиками роз, скрашивают мелкий дождик, моросящий за окно, а кровать с красными розами превращается в ухоженный «розарий».

ретро интерьер

Цветовое окружение климатических зон зачастую определяет и темперамент человека. Например, в культуре южных народов в текстильном декоре просто обилие ярких красок, являющихся еще одним доказательством их страстной натуры.

С самого раннего детства окружающие цвета формируют наше восприятие внешнего мира, и маленький ребенок познает его разнообразие в первую очередь посредством красок.