Библиотека

Блоги

Эпикур: «философия из сада»

Эпикур - создатель влиятельного эллинистического учения. Он сочетал собственную теорию с элементами этики Аристиппа и учения Демокрита об атомах и развил их идеи (хотя сам с пренебрежением относился к предшественникам).

Афинянин по происхождению, он вырос на острове Самос. С молодых лет увлекался философией, в 32 года создал свою школу философии, сначала на о.Лесбос в городе Метелене. С 306 года до н.э. Эпикур переселяется в Афины, покупает сад и в нем основывает школу, поэтому ее и называют «Сад», а учеников и последователей Эпикура - «философами из сада».

Эпикур

Эпикур и его школа сыграли заметную роль в развитии философии. Созданная как община единомышленников школа за время своего существования, а просуществовала она около 600 лет, не знала раздоров и разногласий. Ученики были преданны своему учителю, бывшему для них образцом поведения, и соблюдали принцип, им установленный: «Поступай так, как если бы на тебя смотрел Эпикур». Философия Эпикура - практическая и материалистическая. Он отрицал фатализм (предопределенность, судьбу), оставляя человеку свободную волю и право выбора, и не признавал богов. "Мир Демокрита, где все предопределено, тосклив и безрадостен и вообще страшнее ада", - утверждал Эпикур. Цитаты из «четвероякого лекарства», основы учения Эпикура:

- "Богов не следует бояться";

- "Смерти страшиться тоже не следует, ведь «Пока мы есть, смерти еще нет, а когда она есть, то нас уже нет»";

- "Благо легко достичь";

- "Зло легко вынести".

Эпикур отрицает бессмертие души, но не саму душу. По его мнению душа - это особая структура атомов, тонкая, но абсолютно реальная материя, пронизывающая материальное тело. В своем учении Эпикур не ставит цели познать истину. Его цель - примирить человека с жизнью, избавить от страданий и научить принимать ее с радостью. "Роль философа близка к роли врача", - считал Эпикур. - "Философия эта должна помочь человеку избавиться от лишних желаний, причиняющих страдания, от мучительных страхов, научить наслаждаться доступным, жить просто и безмятежно. Человеческие желания безграничны. Неудовлетворение желаний вызывает страдания. Еесли ограничить желания, проявив мудрость и благоразумие, то и поводов для страданий будет меньше".

В этом заметно сходство философии  Эпикура с буддизмом, с его представлением о срединном пути (не стремясь к большим радостям, не получаешь больших страданий). Для счастья человеку нужно лишь отсутствие физических страданий, спокойствие духа, тепло дружеских отношений.

философия эпикура

Надпись у входа в эту школу гласила; « Гость, здесь тебе будет хорошо. Высшее благо здесь - удовольствие». Но не телесные, чувственные удовольствия имеются ввиду, они, наоборот, осуждаются, так как за них всегда следует расплата. Превозносятся удовольствия интеллектуальные, душевное спокойствие, гармония с собой и с миром, радость от общения с друзьями, а главное удовольствие - это сама жизнь. "Жизнь дается в ощущениях, и они не могут ошибаться", - считал Эпикур. Философия, созданная им, отводит разуму второстепенное значение после чувств. В отношении государства и общества философ придерживался нейтрального, отстраненного отношения, считая, что человеку правильнее жить в уединении. В свою школу он принимал и женщин и даже рабов. В других философских школах не практиковалось ничего подобного. Новым было и возвышение ценности человеческой земной жизни и оправдание телесных потребностей человека (эти идеи позже переняли философы-гуманисты эпохи Возраждения).

Перед входом в школу стоял кувшин, наполненный водой, и печеная лепешка как символ того, что человеку на самом деле надо совсем немного. Члены общины жили скромно и без излишеств. Они не объединяли имущество, это могло бы вызвать разногласия и недоверие, как предполагал Эпикур. Философия Эпикура, адаптированная в Риме и Франции, была сильно искажена. Эпикуреизм заметно отличается от учения самого Эпикура и ближе по своей сути, скорее, к гедонизму.