Библиотека

Блоги

Философия природы

Природа - занимает первое из центральных мест в философии и культуре. В предельно широком смысле категория природа обозначает практически весь мир в целом. В данном случае понятие природа тождественна таким категориям, как бытие, реальность, Универсум, Космос и так далее. В более узком смысле категория природа обозначает естественную среду нахождения, обитания человека. Своевременное философское понятие природы включает в себя оба этих смысла, и в настоящее время под природой мы понимаем все существующее, внутреннюю сущность вещей, а также естественную, натуральную среду обитания человека.

Закат

Какое же значение имеет природа для человека и общества?

Во-первых, природа породила человеческий род, людей в ходе своей эволюции, природа существует в каждом из нас в качестве биологической составной наших сущностных сил. Разрыв с природой всегда означал для человека смерть.

Во-вторых, природа является целым источником всех потребительских благ.  Вода, пища, полезные ископаемые , энергия - все это получено из природы. Природа является источником физического здоровья человека (солнце, воздух, вода, лес и так далее), что особенно важно в настоящее время.

В-третьих, природа выступает как объект эстетического наслаждения и вдохновения. Образ природы всегда присутствует в художественной литературе, в живописи в других видах искусства.

Особенности современной жизни потребовали от философии более пристального внимания к теме природы. В философии активно развивается такой раздел, как философия природы, которая представляет собой синтетическое учение о взаимодействии человека и природы. Анализ истории и культуры человечества позволяет философии условно выделить четыре модели взаимоотношений природы и общества. Раскрывая историю данных взаимоотношений, следует подчеркнуть, что они в рамках той или Инной цивилизации имеют свою собственную специфику, особенности.

Первая модель сформировалась в самый ранний период истории человечества. В это время человек полностью зависел от природы, не изменял, но приспосабливался к ней. Отпечатки деятельности человека были вовсе незаметны и носили локальный характер. Тем не менее в этот период человек смог обрести первую власть под силами природы, создав простейшее орудия труда (лук, каменный топор, копье и другое), научился добывать огнь. Однако природа воспринималась им как множественная таинственная сила, часто вражеская человеку. Поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и религии.

Вторая модель связана с появлением аграрной (земельной) цивилизации. Природа еще во многом воспринималась человеком как враждебная сила. Человек стремился жить в гармонии, с природой почти полностью подчинив свою деятельность природным закономерностям. Однако в это время масштабы практической деятельности человека значительно расширились. Появились земледелие, скотоводство, ремесло. Формирующиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека.

В средние века христианство уже "поставило" человека "царем" природы. В философии средних веков природа ставилась ниже, чем человек, так как последний понимался как образ и подобие Бога, как Венец творения и царь природы. При этом считалось, что в природе воплощен божественный план. Согласно христианству все природные объекты созданы для человека, его польза и ему представляется право изменять их по своему усмотрению. Но при этом бессмысленное уничтожение природы считалось грехом.

Третья модель, связанна с промышленной (индустриальной) цивилизацией, противопоставило человека природе, и обострила противоречия между ними. Одно из характерных черт философии эпохи Возрождения является усиление интереса к природе. Подчеркивалось единство человека и природы, но при этом в натурфилософии Возрождения постепенно закладывается идея о необходимости ее преобразования в соответствии с потребностями человека. Эти идеи были дальше развиты в философии и науке Нового времени. Природа начинает рассматриваться как объект эксперимента, как объект эксплуатации, как сила, требующая подчинения разумным человеком. Формировалось своеобразное психология покорения природы. На природу стали смотреть как на источник прибыли и практической пользы.

Четвертая модель характерная для современной науки и философии, показывает потребность подходить к природе как к своеобразному целостному образованию ("организму"), включающему в себя общество. Стали понимать необходимость рассматривать природу и общество как ничто единое и целое, необходимость естественно вписывать в жизнь природы лучшие достижения цивилизации и культуры. Попытки же одерживать победы над природой показали всю их ненадежность.

Для характеристики взаимодействия человека и общества с природой применяются понятия "среда обитания", под которой понимают область бытия, непосредственно контактирующую с человеком. Различают естественную и искусственную среду обитания. Естественная среда обитания включает в себя все то, что существует независимо от человека, литосферу (почву), гидросферу (воду), атмосферу (воздух). Искусственная среда связана с различными сферами деятельности человека, который сумел создать совсем разветвленную "вторую природу", то есть мир вещей и процессов, которой нигде в естественной среде не существуют. Это же "очеловеченная" природа, которая живет по социальным законам. Одним из самых уникальных и важных явлений искусственной среды является техносфера. Она берет в себя многочисленные и разнообразные здания, технику, машины, орудия труда, коммуникации и так далее.

Природный мир представляет собой тесное единство живого и неживого. Органического и неорганического. В природном мире выделяют биосферу - сферу жизни. Под биосферой понимают оболочку Земли, занятую совокупностью живых организмов с продуктами, образами их жизнедеятельности.  В первые, термин "биосфера" был  употреблен французским ученым Ж. Б. Ламарком в 1804 году. Философский смысл понятия "биосфера" получило благодаря работам советского ученого В. И. Вернадского. Он ввел в обиход термин "живое вещество", под которым понимал всю совокупность организмов, населяющих Землю, а биосферой назвал среду обитания этих организмов.

В 20-е годы 20 века. В. И. Вернадский на огромном фактическом материале обосновал мысль о закономерной эволюции биосферы в наилучшее качественное состояние, для характеристики которого француз, философ и математик Э. Лера ввел слово, название "ноосфера". Огромный вклад в развитие учения о ноосфере был внесен крупным ученым и технологом 20-го века П. Тейяром де Шарденом.

Понятие "ноосфера", прежде всего, понимается как сфера разума. Ноосфера - это качественно новое, лучшее состояние биосферы, процесс деятельности человека его плод  знаний и труда. Ноосфера, которая названная Вернадским, своей концентрацией энергии человеческой культуры, стало мощной геологической и даже космической силой, фактором полных, глобальных изменений на Земле. Она постепенно превращает окружающий человека Мир в объект управляемого развития и открывает новые перспективы для существования человечества.

В основе ноосферных представлений лежит принцип коэволюции, то есть совместного (партнерского) действия человека и природы, равенства всех форм, норм жизни на планете и равновесия в мощной системе (общество - природа). Этот принцип значит также, что человек как существо очень разумное и деятельное берет на себя право ответственности за сохранение биосферы на планете, и это должно стать его основной миссией в мире.

Коэволюционное мышление активно проявляет себя не только в биологии, но и в геологии, астрономии, космологии, гуманитарных науках. Успешное совместное существование человека и природы возможно толь лишь при соблюдении следующих правил:

  1. Необходимо отказаться от "психологии покорения", которая несет в себя завышенную самооценку человека, эгоизм, стремление властвовать над природой. Человек должен понять, что любые дальнейшие "победы" над природой на деле приведут к гибели человечества, что любая форма жизни на Земле ценна сама по себе, а люди не должны считать, что имеют право на снижение природного разнообразия.
  2. Очевидно острая потребность в новой реальной экологической политике во всех ее проявлениях (регион - страна - человечество). Необходимы целевые государственные программы по созданию заповедных, поощрению, безотходных и закрытью грязных производств, ограничению военной деятельности, подготовке специалистов в области экологии и многое другое. Более активную роль должна играть общественность в виде "зеленого движения".
  3. Необходимо формирование экологического сознания, экологической культуры, экологической этике, которые должны стать потребностью каждого человека. Со всех точек зрения, включая экономическую, целесообразнее не загрязнять окружающую среду, чем разрабатывать и внедрять сложнейшие дорогостоящие технические устройства, которые ее очистят.

Перед мировым сообществом встал ряд вопросов прочно вошедших в литературу под названием глобальности. Отметим признаки, которые принадлежат глобальным проблемам человечества и различающие их от прочих хлопот, проблем планетарного характера:

  1. Глобальность масштабов выходящих за рамки одного государства или целой группы стран;
  2. Острота проявления;
  3. Комплексный характер - это когда, все хлопоты, проблемы тесно переплетены друг с другом;
  4. Общечеловеческая сущность, предназначение делающая их ясными, понятными и актуальными для всех стран и народов;
  5. Возможность предопределять в тех или иных аспектах ход действия дальнейшей истории мира;
  6. Возможность решить данные проблемы лишь силами всего мирового сообщества, всех стран и этносов.

Существует множество различных классификаций глобальных проблем, но любая из них условно, так как все проблемы имеют нахождение в тесной взаимосвязи,  не имеют конкретных, четких границ и переплетаются между собой. Например, в  принятой классификации, разработанной в начале 80-ых годов 20 века, выделяют три основных группы.

К первой относятся следующие проблемы - предотвращение мировой ядерной катастрофы и преодоление разрыва в уровнях социально-экономического процесса развития между развитыми странами, необходимость регулирования роста народа населения и другое.

Ко второй - проблемы, касающиеся отношения человека к окружающей среде (экологическая, энергосырьевая, продовольственная, познание космического пространства и другое).

К третьей - проблемы, привлекающее внимание ощущений на отношение между человеком и обществом (использование достижений научно-технического процесса, ликвидация опасных болезней, улучшение целой системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и другое).

Плюсы и минусы современной цивилизации служат отправным пунктом для различных теоретических воззрений относительно бедующего. Стает задача представить варианты бедующего, спроектировать его и стараться понять, какой человек может жить в этом бедующем. Но следует подчеркнуть, что нам не надо знать, каким будет выбор человечества, в какой форме пойдет бедующее развитие. Сценарий дальнейшего изменения современной цивилизации, рассматриваемые футурологами, учеными, философами, различны, что связано с противоречивостью процесса развития.

По мере усиления антигуманных проявлений современного общества все чаще звучат призывы к тому, что его следует коренным образом изменить. Предлагается вернуться к более ранним, традиционным формам социальной жизни, пересмотреть социальные отношения. Столь же сильны призывы к спасению природного окружения, к борьбе с загрязнениями, экологическими нарушениями. Эти и подобные им идеи взяты на вооружения многими социальными общественными движениями.

Медведи

Некоторые же ученые убеждены, что в человеческой истории на смену эпохи современности должна придти другая, качественно отличная эпоха. Еще не ясно, каким будет это новое общество, которое вырастит после разрушения настоящего, но для него придумано название "постмодернистское", "постцивилизационное". Все эти названия привлекают людей.

К концу 20-го века человечество приобрело достаточно технических возможностей, что бы уничтожить себя и все живое на земле. Не трудно предположить, что в 21-ом веке от многих привычных вещей в сфере техники и технологии, а также в области морали, идеологии, представлений о человеке придется отказаться. Вновь выступает проблема "нового человека". Нужно будет не только "возлюбить ближнего", но и "возлюбить дальнего" и конечно в большей мере, чем в предшествующие эпохи. Чем позже человечество возьмет ответственность за свою историю, тем меньше у него в бедующем окажется возможностей и шансов на выживание. По прогнозам 21-го века может войти в историю как первоначало эпохи Великого Отказа.