Библиотека

Блоги

Генеалогическое древо – знакомство с историей семьи

Семья – колыбель личности, а, следовательно, и современной цивилизации. Приобщение к культуре народа и ее источникам начинается в семье, поэтому можно сказать, что история каждой семьи – это история культуры в миниатюре.

Человечество по крупицам накапливало материал домашнего воспитания от народной педагогики, первых заповедей и наставлений, обязывающих родителей заботиться не только о телесном развитии ребенка, но и о его нравственности.

Великий созидатель – народ – нес и несет светлейшую службу собирания и хранения в своем сердце мудрой науки – науки познания своих корней. Смысл воспитания – это укрепление преемственности поколений на вековых гуманистических традициях народа (семейная традиция – осознание принадлежности к своим корням).

Потеря такой интересной традиции как знание системы родственных отношений (генеалогическое древо) делает нас Иванами, не помнящими родства, а значит и потери в общем понимании - духовности. В советские годы многие, опасаясь репрессий, старались не вспоминать о своем прошлом и даже меняли фамилии. Связь поколений ослабевала, но в наши дни все возвращается на круги своя, и история родов постепенно восстанавливается. Знать собственные корни не менее важно, чем передавать детям фамилию. А между тем, многие не имеют понятия не только об уже ушедших предках, но и забыли, когда родились их ближайшие родственники.

Детство - это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки культуры отечества, истории своего рода.

Построение генеалогического древа – одна из нестандартных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, которая может дать ребенку представление и его родословной, позволит расширить знания истории семьи, ее настоящем и прошлом. А самое главное – оживить «родовую генетическую память».

Что же сделать, чтобы наши дети знали свою родословную? Можно озадачить бабушку и других родственников регулярным прочтением лекций на тему: «Когда я была маленькая, то мы учились отдельно от мальчиков» или, а «Когда я была маленькая, то научилась вязать в 5 лет и вязала носки для всей семьи», но вряд ли такой подход даст необходимый эффект. Задумываясь над этой проблемой, мы выделили пусть небольшие, но эффективные способы возобновления этой традиции, что позволит будущим поколениям знать историю своей семьи.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться, как и с тем, что каждому народу, чтобы жить с достоинством, надо знать не только себя, но и понимать свое место в общей системе поколений.

Когда мы начинаем вспоминать предыдущее поколение предков, невольно первым вспоминается родной дом - сложное и многогранное понятие, включающее в себя все - и дом, и окружающую атмосферу, традиции членов семьи.

Педагог-новатор Колесов утверждал, что в числе психологических оснований нравственности у ребенка с детства формируется эмоционально-насыщенный образ родного дома. Этот образ включает в себя членов семьи.

Итак, работа по ознакомлению с генеалогическим древом изначально начинается в семье, где ребенок с самого раннего возраста учится различать своих близких. Со временем он понимает, что эти люди особенные, они любят и понимают его больше, чем другие - это его семья. Учитывая основной ведущий вид деятельности дошкольника, можно превратить обучение детей по ознакомлению с генеалогическим древом в игру. Играя, дети любое занятие воспринимают, как забаву. Обязательное условие - подключение к работе всех членов семьи. Работу по ознакомлению с системой родственных отношений необходимо разбить на несколько этапов:

1 этап: «С моими родственниками я лучше адаптируюсь».

В условиях детского сада дети могут видеть своих родственников на своеобразной картине, которую можно поместить в групповую комнату. Это яблоня, на которой прикреплены фотографии членов семьи (родители, бабушки, дедушки и т.д. и фотографии самих детей). Дети часто подходят к картине, показывают членов своей семьи, рассказывают, как их зовут, чем они занимаются.

2 этап: «Мои родители тоже были маленькие».

Для начала необходимо, чтобы дети поняли, что мама, дедушка, бабушка, брат, сестра тоже были когда-то маленькими. Вместе с детьми предлагается рассматривать фотографии членов семьи в младенчестве и того времени, когда им было столько, сколько лет детям. Уходя домой, дети и родители получают домашнее задание - еще раз рассмотреть фотографии, сравнить с фотографиями ребенка и рассказать ему, во что любили играть, как озорничали, за что получали наказание, т.е. родители вспоминают свое детство.

3 этап: «Рисуем древо».

Детям предлагают нарисовать на плотной бумаге дерево (демонстрация), у основания ствола написать имя ребенка. На двух первых ветках имена родителей; дальше дерево будет ветвиться на папиных и маминых родственников, для большей наглядности к каждой ветке прикрепить фотографию в форме плода (яблока). Объяснить, что каждое поколение на этом древе называется коленом. Поколение - это люди из разных семей, родившиеся, примерно, в одно и то же время, а колено - это поколение одного рода. Все вместе они составляют колено своего рода. Это очень похоже на семью, даже фамилии часто носят одинаковые и называются род. Так дается детям понятие «отличие рода от семьи».

При написании имени на ветках, необходимо объяснить значение отчества. К примеру, объяснить детям: «Меня зовут Ольга Александровна. Как вы думаете, как зовут моего папу? Александр. А твоего папу зовут Иван - значит ты Олег Иванович».

На познавательном занятии можно совершить экскурсию в страноведение и рассказать, что у многих народов в настоящее время отчества не существует, но его следы сохранились в фамилиях. Так на Востоке принята форма «Ибн – Хаттаб», что означает сын Хаттаба; на Западе «Мак – Дональд» - сын Дональда. А в Ирландии фамилия «О Нил» говорит о том, что прародителем данной семьи был человек по имени Нил. Когда дети уходят домой, им дается домашнее задание - продолжать заполнять свое древо. Главный совет родителям - не делать дерево слишком громоздким, т.к. все чересчур сложное скоро перестает быть ребенку интересным.

4 этап: «Миллион историй».

Осуществляется в условиях семьи. Родителям предлагается заранее обозначить какие-то основные факты, касающиеся каждого члена семьи, которые можно сохранить для следующих поколений.

Желательно, чтобы их было немного, ведь главное в этой работе - не выучить наизусть имена и фамилии предков, а заложить интерес к истории собственной семьи. Выбрать факты надо из расчета, что может действительно привлечь ребенка. Например, если ребенок интересуется машинами, рассказать, как появилась первая машина у дедушки, показать фотографии, открытки.

5 этап: «Время, в котором жили предки».

Необходимо выбирать самые яркие, интересные моменты этой эпохи, показывая, что история семей неотделима от жизни нашей страны.

6 этап: «Уроки географии».

Детям предлагается карта, флажками обозначены те города, где родились дети. К примеру, почти все дети родились в Воткинске. Дальше следует целый цикл занятий о городе Воткинске, реках, водоемах, достопримечательностях Воткинска и Воткинского района. Затем в таком же порядке рассматривается, где родились родители, бабушка, дедушка. Дома родители продолжают поддерживать и развивать тему.

7 этап: «Игралочка».

Известная француженка Сесиль Лупан предлагала на примере известной матрешки показать ребенку, как устроен мир. Вместе с детьми изготавливается дидактическая игра, в которую дети затем с удовольствием играют, определяя матрешку - маму, бабушку, себя, придумывали имена, отчества.

8 этап: «Сочинялки».

Многие люди обладают хотя бы незначительными поэтическими способностями, дети не исключение. Дети пробуют себя в роли поэта, сочиняя стихи о своей семье. Вот, что из этого может получиться:

Папа мой - лучший.

Он сильный и храбрый,

Добрый, не злой!

9 этап: «Рисовалочки».

Детям предлагается нарисовать портреты членов своей семьи (демонстрация). Лучше предложить нарисовать своих бабушек и мам в платье принцессы, а дедушек и пап - всадником на лошади.

Предусматривается знакомство с историей создания гербов. Герб предварительно составляют родители вместе с ребенком в домашних условиях.

10 этап: «Развлекалочка».

При организации различных досугов очень эффективной будет следующая тематика: «Самые вкусные пироги моей бабушки» или «Конкурс мам», «Игры наших бабушек» и т.д.

В результате целенаправленной систематической работы года удастся заинтересовать детей семейной историей и с уверенностью сказать: «Нам удалось продолжить род в памяти последующих поколений».

Важно знакомиться также с традициями разных стран, узнавать, нововогодние традиции. Интересно и как отмечают дни рождения.