Библиотека

Блоги

Культура коптов

Копты – второй по численности народ в неспокойном нынче Египте (после арабов). Именно они являются потомками того древнего народа, который известен нам по многочисленным историческим книгам или музейным ценностям, по пирамидам и замысловатым иероглифам, того народа, который, собственно и назывался египтянами. Древний Египет, после упадка государства, оказался под властью персов. Поэтому египтяне ликовали, приветствуя Александра Македонского – своего освободителя. Александр был провозглашён не много, не мало, египетским богом, построил город, нескромно названный Александрией и создал эллино-египетское государство, народ которого и послужил прародителем нынешних коптов – культурно близких как к древним египтянам, так и к грекам. Тогда же египтяне отказались от иероглифов и приняли алфавит, составленный на основе греческого (им они пользуются и сейчас). Последним правителем (а точнее правительницей) этого государства была известнейшая Клеопатра. После её правления у коптов уже никогда не было собственного государства. Сперва они были под властью римлян (довольно тягостной). В I веке (кстати, сами копты пользуются другим календарём, начинающимся с 29 августа 284 года) в Египет пришло христианство. Первую коптскую церковь основал апостол Марк. Сейчас коптами называют обычно не народ, а проживающих в Египте христиан вообще. В VII веке страна была завоёвана арабами. С тех пор копты – достаточно закрытая христианская община посреди исламского мира.

Копты – второй по численности народ в неспокойном нынче Египте (после арабов). Именно они являются потомками того древнего народа, который известен нам по многочисленным историческим книгам или музейным ценностям, по пирамидам и замысловатым иероглифам...Мусульмане нередко предпринимали попытки исламизировать коптов: секуляризацией храмовых и монастырских земель, введением специальных налогов (джизия) и ограничений. Однако, исламизация проявилась только в мелочах: служения чаще происходят на арабском языке (при этом Бога называют «Аллах»), чем на историческом коптском, молятся, обратившись к востоку, как и мусульмане, снимают обувь, входя в храм, оставаясь в головных уборах. Во всём остальном копты придерживаются древнейшего обряда, наиболее близкого к самым первым христианам. Время от времени происходили и конфликты, как, например, и в январе этого года.

Копты живут обособленно от арабов. Существуют коптские деревни, монастыри. Во многих крупных городах – коптские кварталы. Печально известен коптский квартал в Каире, называемый не иначе как «Город Мусорщиков», его нередко характеризуют как позор египетской столицы. Дело в том, что в Каире нет службы по сбору и утилизации мусора, а самого этого мусора в многомиллионном городе очень и очень много. И, как говорят экономисты, спрос рождает предложение – этот, между прочим, вполне прибыльный бизнес взяли на себя проживающие в городе копты, зачастую и лишённые возможности другой работы. Отходы собираются по всему колоссальному «человейнику» и, при помощи небольших грузовиков, а чаще и просто повозок, стягиваются в Маншият-Насир (так официально называется этот район Каира). Жителей района, мусорщиков, называют заббалинами. Заббалины сбрасывают мусор в кучи во дворах домов и сортируют его вручную. Обычно доставкой отходов занимаются взрослые мужчины, а сортировкой – женщины и дети. Отсортированный мусор хранится на крышах домов, поэтому с воздуха эта часть города выглядит как огромная свалка. Да и пахнет соответствующе, при чём, «амбре» распространяется на многие другие части города, особенно когда часть мусора сжигается. И всё же, в условиях полного отсутствия специальных служб это, пожалуй, единственный способ поддерживать египетскую столицу в чистом состоянии. О внутренней жизни «Города Мусорщиков» мало что известно, его жители не любят чужаков.

Это порождает среди арабского населения различные мифы, например о том, что заббалины откармливают на этом мусоре огромных свиней (вспомните отношение мусульман к этим животным).

Это сочетается с ценнейшим культурным наследием коптов, проявляющимся в фольклорной литературе, архитектуре базилик и монастырей, живописи, иконописи и ремёслах (большинство коптов занимаются ремёслами). Особенно стоит отметить коптские иконы и живопись библейской тематики, поскольку она значительно отличается от европейской. Наблюдателей поражает прежде всего чистота и наивность этих картин, доходящая до инфантильности. Создаётся впечатление, что это детские рисунки. Туристы, общавшиеся с коптами, так же, отмечают глубочайшую искренность (тоже чем-то схожую с детской) веры коптов.