Библиотека

Блоги

Общество и культура Уругвая

относившегося к религии с полным безразличием. Римско-католическая церковь была отделена от государства в 1919, однако сохранила собственность и право преподавания религиозных дисциплин. В ведении церкви находится ок. 160 школ.
В стране активно работают протестантские миссионеры. В Монтевидео функционирует несколько крупных протестантских общин, включая методистов, баптистов, приверженцев епископальной церкви, мормонов, адвентистов седьмого дня и др. Существует также несколько иудейских общин.
Церковь Муна имеет в Уругвае лишь немногих приверженцев, однако в начале 1980-х ее руководители сочли, что политическая обстановка в стране благоприятна для вложения в ее экономику выгод от предприятий секты во многих странах мира; кроме того, они сделали Уругвай центром своей пропагандистской деятельности в Латинской Америке. Представители мунитов в Уругвае имели тесные личные и политические связи с военным правительством страны.
Положение женщин и детей. В стране действуют законы, гарантирующие женщинам равные права с мужчинами. В 1932 женщины получили право голоса. Еще в 1907 был легализован развод. Однако законы о собственности до сих пор отражают более высокий статус супруга. Существующие законы позволяют детям, рожденным вне брака, получить право на финансовую поддержку и право наследства.
Пособия вдовам и несовершеннолетним или больным детям всегда были очень щедрыми, однако положение ухудшилось после 1973 в результате инфляции. В области охраны детства Уругвай считается самой передовой страной Латинской Америки.
Культура Уругвая имеет испанские корни; наиболее ярким элементом «местного колорита» является легендарная фигура гаучо.
Литература. Первым заметным писателем Уругвая был Бартоломе Идальго (1788–1822). Хотя сам он не был гаучо, тема гаучо занимала видное место в его творчестве. В 1888 увидела свет знаменитая романтическая поэма Хуана Соррильи де Сан-Мартина (1855–1931) Табаре, воспевающая «благородного дикаря» и посвященная последней стычке между испанцами и индейцами в Уругвае, закончившейся истреблением индейцев. Основоположником национального романа стал Эдуардо Асеведо Диас (1851–1924).
Видное место в национальной литературе 20 в. занимает Хосе Энрике Родо (1871–1917), автор эссе Ариэль (1900), в котором он противополагает латиноамериканскую духовность североамериканскому меркантилизму. Художественную прозу представляют Карлос Рейлес (1868–1938), автор реалистических психологических романов; Хавьер де Виана (1868–1924); Орасио Кирога (1878–1937), автор коротких рассказов; представители реалистического направления Хуан Карлос Онетти (р. 1909), Карлос Мартинес Морено (р. 1918) и Марио Бенедетти (р. 1920), выступавшие в жанрах короткого рассказа и романа. Из уругвайских поэтов 20 в. наиболее известны крупнейший представитель испаноамериканского модернизма Хулио Эррера-и-Рейсиг (1875–1910) и ряд одаренных поэтесс – Дельмира Агустини (1886–1914), Мария Эухения Вас Феррейра (1875–1924) и Хуана де Ибарбуру (1895–1979). К началу 20 в. относится творчество самого знаменитого драматурга Латинской Америки Флоренсио Санчеса (1875–1910), автора реалистических драм, посвященных национальным проблемам. Во второй половине 20 в. большим влиянием во всей Латинской Америке пользуется Эдуардо Галеано (р. 1940). В области истории литературы выделяется Альберто Сум Фельде (р. 1888).Религия. Хотя более 85% населения формально принадлежит к католической церкви, существует полная свобода вероисповедания. В стране не существует государственной религии. В большой степени такое положение сложилось под влиянием Батлье,

Изобразительное искусство. Выдающимся уругвайским художником 19 в. был Хуан Мануэль Бланес (1830–1901), реалист, черпавший вдохновение в окружающей его среде. Его имя носит сейчас Музей изящных искусств в Монтевидео. Из художников 20 в. наиболее значительными были абстракционист Рафаэль Перес Баррадас (1880–1929); Педро Фигари (1861–1938), кисти которого принадлежат красочные сцены из жизни 19 в., выполненные в манере постимпрессионизма; Хоакин Торрес Гарсия (1874–1949), пропагандист авангардного искусства; основанная им в 1935 Ассоциация конструктивного искусства оказала заметное влияние на целое поколение уругвайских художников. В 20 в. творили также известный гравер Антонио Фраскони и скульпторы Хосе Луис Соррилья де Сан-Мартин, Хосе Бельони и Антонио Пенья.
Музыка. Народная музыка Уругвая близка аргентинской, многие песни и танцы популярны в обеих странах. К их числу относятся видала и тристе, эстило, а также народный танец перикон, танцы сьелито, милонга и танго.
Сотни народных песен страны были собраны и опубликованы одним из выдающихся латиноамериканских музыковедов Франсиско Куртом Ланге. Из композиторов 20 в. известностью пользуются основоположник национальной композиторской школы Эдуардо Фабини (1883–1950), Клюзо Морте, Винсенте Асконе и Эктор Тосар.
В 1931 под эгидой государственной службы радиовещания был создан симфонический оркестр Монтевидео. Его первым директором был Ламберто Бальди, которого сменил на этом посту аргентинский композитор и дирижер Хуан Хосе Кастро. В 1954 в Монтевидео была открыта Государственная консерватория.
Культурные учреждения. В Монтевидео имеется ряд больших концертных залов, том числе Институт Верди, Дворец музыки, «Ла Лира» и Дворец Диаса. Здесь же находится главный театр страны – «Солис», крупнейшая Национальная библиотека, основанная в 1816, а также Национальный исторический музей (основан в 1900), Национальный музей пластических искусств (основан в 1911) и Национальный музей естественной истории (основан в 1837). Известны Художественный музей в Сан-Хосе и Музей индейца в Такуарембо.
Образование. К 1995 неграмотных было менее 3% взрослого населения. Однако, хотя образование всех уровней – от детского сада до университета – в Уругвае бесплатное, большинство семей слишком бедны и не могут содержать детей в школе дольше, чем требуется для получения обязательного начального образования. Таким образом, в университете может обучаться лишь небольшая часть молодежи.
В 1990 в стране насчитывалось 2380 начальных школ, где обучалось 355 тыс. детей, и 275 средних школ примерно со 176 тыс. учащихся. В главном государственном высшем учебном заведении – основанном в 1849 университете Республики в Монтевидео в 1990 обучалось ок. 35 тыс. студентов. В 1990-х университет, хотя ему и удалось сохранить свой автономный статус, впал в немилость у правительства из-за сильного распространения марксистской идеологии среди студентов и преподавателей. В 1985 был основан Католический университет Уругвая, однако его развитие происходит очень медленно. В столице находится университет труда Уругвая (основан в 1942), объединяющий профессионально-технические училища и вечерние школы, его посещают ок. 50 тыс. учащихся. Множество небольших частных колледжей и университетов возникло в Монтевидео в 1990-х годах.
Печать и телекоммуникации. В период военной диктатуры 1973–1985 жесткая цензура и репрессии отразились на традиционно свободной прессе Уругвая, где выходило множество ежедневных газет различных направлений. В 1981 в стране все еще издавалось 13 ежедневных газет, но с тех пор их количество уменьшилось, отчасти потому, что их место заняли радио и телевидение. В Монтевидео выходят наиболее влиятельные газеты – «Паис», «Обсервадор» и «Република»; все они имеют электронные версии в Интернете. В столице находится крупный книгоиздательский центр.
В Уругвае существуют примерно 100 радиостанций и 26 телевизионных центров, а также кабельное и спутниковое телевидение.
Спорт и праздники. Футбол является национальной игрой, и уругвайские команды неоднократно побеждали на международных турнирах. Самые важные игры проводятся на большом стадионе («Сентенарио») в Монтевидео. Из других игр популярностью пользуются игра в поло, теннис, бокс, гольф, различные виды водного спорта, автомобильные и лодочные гонки. Исключительно благоприятные погодные условия в течение всего года, а также множество прекрасных пляжей создают возможность для активного отдыха на открытом воздухе в любое время года.Религия. Хотя более 85% населения формально принадлежит к католической церкви, существует полная свобода вероисповедания. В стране не существует государственной религии. В большой степени такое положение сложилось под влиянием Батлье

Раз в год в Монтевидео проходит фестиваль, известный как Карнавальная неделя; в это время сюда стекаются огромные массы народа, которых привлекают парады, маскарады, музыка и танцы. Пик праздника приходится на понедельник и вторник – канун Пепельной среды, начала Великого поста. 25 августа празднуется День независимости.