Библиотека

Блоги

Одежда в Средневековье

Любители западноевропейского фэнтези хоро шо знакомы со средневековьем, однако сфера их интересов чаще всего ограничивается оружием, легендами и чудовищами. Вопросы об одежде тех времен решаются скорее интуитивно, чем исторически. Между тем, неправильный средневековый гардероб — это примерно же самое, что и рыцари Камелота верхом на боевых слонах. Романтики и сказки в старинной одежде нет даже в помине. Хотели бы вы сыграть роль благородного аристократа, испанской принцессы, храброго воина или богатого купца? А если при этом вам пришлось бы танцевать на балу без нижнего белья, но зато в короткой рубашке и обтягивающих шерстяных колготках?

Было установлено, что это насекомое появилось примерно 100 тысяч лет тому назад (другие исследователи называют еще более далекую цифру — 540 тысяч лет). К тому времени волосяной покров на теле наших предков уже изрядно поредел. Вошь вряд ли могла заразить голого человека, и это свидетельствует о том, что первые образцы одежды были изобретены еще неандертальцами.

капюшоны Средневековья

В некоторых регионах технологии производства одежды сохранились практически на первоначальном уровне даже сегодня (например, практичные и надежные изделия из шкур на Крайнем Севере). В других (Древнем Египте, Шумере) шерстяные изделия стали дополняться либо даже вовсе вытесняться ткаными материалами. Парадоксально, но факт — вплоть до индустриальной революции 18-19 веков заметных прорывов в моде не было. Сырье и технологии практически не эволюционировали, а виды предметов одежды, ее аксессуары и украшения менялись крайне медленно.

Средневековый гардероб уходит корнями в греческий, римский и арабский. Однако их мы рассматривать не будем — это отдельная, очень объемистая тема для совершенно другой статьи. Герой сегодняшнего дня — Его Величество западноевропейский костюм.

Как и в древние времена, основным материалом для производства средневековой европейской одежды была шерсть, преимущественно овечья. Ее качество варьировалось в очень широких пределах и зависело, прежде всего, от породы овцы и того региона, где она содержалась. Английская шерсть считалась наилучшей, поскольку в этой стране преобладал холодный влажный климат, а сезоны выпаса были на удивление продолжительными.

Готовую ткань дорогих «сортов» обрабатывали органическими красителями, что еще больше увеличивало ее стоимость. Например, листья вайды придавали ей синий цвет (от бледного до глубокого индиго), а в комбинации с другими травами — различные оттенки зеленого.

Одним из самых дорогих красителей был кермес (насекомое из группы травянистых тлей), живущий на дубах в южной Европе. Самки умерщвлялись при помощи уксусной кислоты, после чего их высушивали, перетирали, растворяли в воде и получали отличную краску пурпурного цвета.

 Аристократы позднего средневековья любили одеваться в черное. Этот цвет достигался смешением кермеса и железного купороса. Добавьте в кермесглинозем — и пурпурный цвет приобретет кровавые оттенки. Сочетание кермеса сжелезными солями окрашивало ткань в фиолетово-серые тона, с медью ивинным камнем — в оливково-зеленые, а с оловом и винным камнем — в канареечно-желтые. Шелк обычно ассоциируется со своей исконной родиной — Китаем. Однако во времена Римской империи секреты его изготовления уже были известны персам, а к началу нашей эры шелк стал продаваться по всей Европе благодаря тесным (но не всегда мирным) контактам исламского мира с христианским.

К началу 13 века Италия обогнала Византию в производстве этой бесценной материи. Окончание греческой монополии привело к тому, что шелк перестал использоваться исключительно в литургии и королевских нарядах. Богатые люди впервые смогли облачаться в шелка, а менее зажиточные — использовать маленькие шелковые ленточки для придания своей повседневной шерстяной одежде статуса «делюкс».

Некоторые персонажи классического фэнтези испытывают слабость к кожаным одеждам и шкурам. Однако в средневековой Европе эти материалы ассоциировались с варварством, а поэтому использовались очень ограниченно и лишь в таких вещах, как перчатки, пояса, фартуки, ботинки и броня. Небольшие меховые вставки служили украшением одежды, а подшитая меховая изнанка утепляла ее. В дело обычно шли благородные меха с коротким густым ворсом —соболь, горностай или белка.

Люди с ограниченным достатком делали (или покупали) ткань и шили себе одежду сами. Зажиточные граждане поручали шитье портному, под свой индивидуальный размер. Если требовалась одежда представительского класса — с мехами и узорами — к работе подключались скорняки и вышивальщики.

Королевские семьи обычно содержали при дворе собственных портных — нередко по одному мастеру на каждого взрослого аристократа «голубых кровей». Это, впрочем, вовсе не значило, что благородные дамы не умели обращаться с иголкой. Они и вышивали, и плели кружевные тесемки — но лишь в рамках легкого «тюнинга» уже готовых изделий.

В раннем средневековье разница между мужской и женской одеждой была выражена не так явно, как в более поздние периоды. И господа, и дамы охотно носили платье, названное блио (bliaut). Мужчинам дозволялось надевать укороченные варианты (по лодыжку, икры или бедро), а женский подол должен был достигать земли.

 Длинные платья (как мужские, так и женские) прилегающего контура с узкой талией назывались котарди. Более дорогой и пышной альтернативой был упеленд— очень свободное складчатое платье с широкими (1-3 метра) рукавами. Широкая и тяжелая юбка выработала у женщин привычку придерживать перед собой часть подола — жест, который вы наши дни ассоциируется со старинными церемониями.

Появлением мужской моды мы обязаны доспехам. Платье еще годилось для носки кольчуги, но под более тяжелую броню надевать его было крайне неудобно. Тогда был придуман пурпуэн (pouirpoint), он же жупон (jupon) — короткий, облегающий, стеганый и с длинными рукавами. Из особой поддоспешной одежды он вскоре превратился в гражданскую — выгодно подчеркивающую талию мужчины, расширяющую плечи и «выпячивающую» его грудь. Сюрко — несложная накидка с вырезами по бокам — некогда была покрывалом для рыцарских доспехов.

Так как «юбка» дублета была чисто декоративной, мужчинам пришлось существенно удлинить чулки, превратив их в колготки. Они не были вязаными и слегка растягивались лишь за счет того, что ткань резали не вдоль волокон, а по диагонали. Из-за недостаточной эластичности колготки плохо удерживались на теле и постоянно норовили упасть. Во избежание конфуза их приходилось подстегивать к дублету.

одежда в Средние Века

В мужской моде надолго закрепилась традиция подчеркивания внешних достоинств — камзолы с «мускулистыми» рукавами, грудь колесом, открытые ноги и специально удлиненный, выступающий вперед гульф, надеваемый на самое интересное место поверх колготок (последние хоть и сходились на бедрах, но оставляли это самое место открытым).

Вы спросите — а как насчет нижнего белья? Наиболее подходящим под это определение предметом была нижняя рубашка — короткая мужская туника и длинная женская шемиза. Все они одевались на голое тело и выполняли две функции — защищали его от натирания грубой верхней одеждой, а также собирали пот и выделения сальных желез (не забывайте о том, что помывка в те времена производилась нечасто). Шемизу из хорошего льна носили лишь состоятельные женщины. Простолюдинки использовали более грубую ткань для исподнего, либо вовсе обходились без него. Естественно, нижнее белье приходилось регулярно стирать, в то время как верхняя одежда подвергалась лишь сухой чистке.

На вершине женской моды стояли головные уборы. Ходить с непокрытой головой позволялось лишь молоденьким девочкам. Длинные волосы считались фактором обольщения (Ева, Мария Магдалина и другие библейские соблазнительницы изображались с распущенными волосами). К тому же некоторые теологи настаивали на том, что женщинам необходимо прикрывать уши, поскольку Святой Дух вошел в деву Марию якобы через ее ухо, после чего она забеременела. Женские уши некоторое время считались едва ли не срамным местом, а срывание головного убора дамы было равносильно обвинению ее в занятии проституцией.

Если сильный пол носил различные колпаки, а позднее — береты, то женские головные украшения первоначально были простым куском материи, перевязанным тесемкой. С этой тканью можно было комбинировать все что угодно — от платка, свернутого в кольцо на манер тюрбана, до тока — женской шляпки без полей, напоминающей по форме корону.

Но по-настоящему причудливыми были женские головные уборы, создаваемые на основе проволочных каркасов, — любой формы и цвета, с вышивкой, драгоценностями, прозрачными вуалями. Именно так в 15 веке был создан знаменитый аристократический хеннин — конусовидная шляпка, «визитная карточка» средневековой принцессы или феи (надо сказать, что просуществовал он недолго и был запрещен церковью). Такие невероятные конструкции плохо закрывали волосы, поэтому женщины начали удалять их в передней части головы, создавая модные «высокие лбы».

Богачи могли позволить себе те же самые наряды, что и аристократы. Но как в таком случае можно было на взгляд отличить выскочку-купца от благородного сеньора? Во избежание неудобных ситуаций с классовой идентификацией, а также под давлением церковников и ради сбережения наследства модных наследников-транжир (быть знатным еще не означает быть богатым) во многих европейских странах издавались законы, регламентирующие повседневный «дресс-код».

Средневековая одежда выполняла множество других «распознавательных» функций. По цветам и гербам ливрей слуг можно было определить знатность их хозяев. Члены ремесленных гильдий также имели собственную цветовую гамму. Монахов-францисканцев прозвали «кордильерами» из-за их поясов, сплетенных из веревок (кордов). Прокаженные, проститутки, евреи, сарацины и иногда даже христиане были обязаны носить особую одежду или знаки на ней.