Библиотека

Блоги

Психология выбора

Как мы обычно совершаем выбор? Почему идем примерять одежду в модный магазин, покупаем «витаминизированный» йогурт и «натуральную» колбасу, регулярно меняем модель телефона, постоянно посещаем кинотеатр на предмет просмотра популярных 3D-новинок? Наш ли это выбор, или прагматичный расчет успешных маркетологов? В большинстве случаев, на вопрос о цели какой-то конкретной покупки человек ответит: «мне это было нужно», «понравилось», «я этого захотел». Однако, невдомек большинству покупателей, что «их» выбор, уже давным-давно и не принадлежит им. При прочих равных условиях, девушка практически гарантированно выберет сапоги от самого модного дизайнера, а мужчина, выбирая автомобиль, скорее всего, предпочтет «надежность», «качество» и «практичность». Но как сторонний человек может судить о качестве двух машин от разных производителей, если они примерно одного класса и из одной ценовой категории? За него это сделает реклама – непременный атрибут современного общества потребления.

То же самое наблюдается и с книгами. Мы, увы, уже не самая читающая страна в мире (пальму первенства захватила Индия), но встретить человека в метро с книгой – до сих пор обычное явление, разве что, все больше читателей теперь пользуются современными технологиями, предпочитая вместо похрустывающей бумаги новенький сверкающий гаджет. Но как сделать выбор в этом многообразии книг? В любом книжном магазине есть литература на любой вкус, любые предпочтения. Но перерастает ли количество в качество? Что читает нынешний россиянин? Скорее всего это будут: юмористические детективы, развлекательная периодика, популярные «хиты продаж», о которых, собственно и пойдет речь. Кому не случалось купить книгу, про которую «все говорят», которую где только не похвалили, начать ее читать, и обнаружить, что ничего особенного-то в ней и нет! И хорошо еще, если человек ее отложит, в недоумении, хуже, если начнет читать дальше, пытаясь «встроиться» в вектор общественного мнения. А реклама везде, начиная с глянцевых обложек кричаще ярких аннотаций, декламирующих, что «такого вы еще не читали, это прорыв в...». И заканчивая всей индустрией развлечений, ловко подхватывающей эти зачатки потенциальной прибыли, при наличии достаточного количества прочитавших и восхитившихся. Это похоже на снежный ком, на который накладываются все новые и новые слои: рекордные тиражи, масштабные фильмы, положительные отзывы, «все говорят». И уже под влиянием «гениальных» фильмов, в раскрутку которых вложили громадные деньги, у книги появляются новые читатели, которым уже просто необходимо ознакомится с «первоисточником». Система книжной индустрии, как собственно, и всей остальной развлекательной, очень плотно завязана на основном принципе общества потребления: минимальное предоставления права выбора при максимальной его видимости.