Библиотека

Блоги

Самоидентификация человека в современном обществе

И сегодня, и раньше у каждого индивидуума существовала проблема определения своего места, статуса, положения относительно к обществу. Философы различных эпох подходили к этому вопросу по-разному. Античные философы определяли человека как часть космоса, олицетворяющую собой Вселенную в миниатюре. В какой-то мере эта позиция оправдана и в наши дни, но не позволяет конкретному человеку справиться с конфликтом своего внутреннего «я» и социальной адаптацией.

На человека и его социализацию в обществе влияет множество факторов – половая роль, окружающая среда, независимые обстоятельства, психотип самого человека, его цели, а также цели групп, в которые он поневоле входит. Получается, что собственная идентификация формируется большей частью из...Сократ, Платон, Аристотель привнесли несколько другое понимание сущности человека. Стали разграничивать тело и душу, осознали мир идей. Таким образом, стали появляться вопросы о том, у всех ли есть душа, и как происходит взаимодействие человека и общества, учитывая наличие некоей абстрактной формы или идеи души.

Средневековье продолжило идею, разграничивая плотское существование и духовное. Реализация души стала подразумеваться в чувствах, которые причисляли к высоким. И это не могло не породить сложные диалектические споры.

Однако умозаключения философов всех времен, от древности до наших дней, в основном сводятся к тому, что отдельно взятый индивид представляет собой не более, чем элемент. Природы, Вселенной, Божьего замысла – уже не столь существенно. И общая система, которая вписывается в различные философские концепции, предполагает, что все звенья цепи должны быть связаны в одно целое.

Экзистенциалисты стоят несколько особняков от этих взглядов, но тем не менее и их волновали проблемы взаимодействия человека и общества.

Что сейчас представляет собой человек, который постоянно находится в окружении себе подобных? Высокий уровень сознания существенно отличает нас от животных, мы воспринимаем и адаптируем себя в пространстве и времени, несем ответственность за свою жизнь не только как жизнь конкретной личности, но и как жизнь продолжателя нашего вида – это уже на уровне подсознания.

Человек так или иначе, оказывается в составе определенной социальной группы. Сначала ограничивается семьей и узким кругом врачей-воспитателей-учителей, потом количество групп расширяется, они пересекаются и в результате человек вынужден адаптироваться к достаточно большому количеству других «звеньев». Как он видит себя в этом скоплении социальных групп, достаточно разнородных по многим критериям? Ведь в каждой из этих групп их участники возлагают на других определенные ожидания. От студента в университете ждут одного поведения, от рабочего на заводе – другого, от футболиста – третьего и так далее. При этом индивид добровольно очень редко принимает на себя определенную роль – его позиция в обществе формируется обычно вне его воли, ее возлагают на человека в зависимости от социальных потребностей группы, от стечения обстоятельств.

На человека и его социализацию в обществе влияет множество факторов – половая роль, окружающая среда, независимые обстоятельства, психотип самого человека, его цели, а также цели групп, в которые он поневоле входит. Получается, что собственная идентификация формируется большей частью из навязанных группой интересов и социальных ролей. Вопрос о том, хорошо это или плохо остается открытым и философы расходятся во мнении относительно того, насколько нуждается человек в обществе и какое влияние оказывает окружение на развитие личности.