Библиотека

Блоги

Сталкер. Три ипостаси

Сегодня вряд ли где встретишь человека, в беседе с которым выяснится, что он не знает о том, что это за явление такое – сталкер. Те, кому где-то за сорок первым делом вспомнят книгу и скажут: "А! Это вы про сталкера Стругацких!". Кому в районе тридцати-сорока кивнут, мол, помню, был такой фильм у Тарковского. Ну, а те, кому приблизительно от двенадцати первым делом заговорят про игру.

В том, что сталкер – это явление, сомневаться не приходится, очень уж всеобъемлющий эффект получился от всего сделанного на эту тему. Да и затрагивает он практически все возрастные категории, кроме совсем уж маленьких детей и совсем пожилых людей (первых потому, что они еще не научились читать, а вторых потому, что уже почти разучились это делать).

Думаю, нет смысла пересказывать содержание каждого из творений о сталкере – ведь если вы читаете эту статью, то уже знакомы с ними и хотите найти в этих строках либо подтверждение собственного мнения, либо повод поспорить (что тоже подпитывает вашу позицию). В общих чертах история такова.

Началось все с произведения братьев Стругацких "Пикник на обочине", опубликованного в 1972 году. Сталкер Стругацких, Рэдрик Шухарт (у меня сразу возникли ассоциации со словом "шухер"), не то, чтобы совсем бандит, но соответствующие наклонности у него имеются. А в целом – авантюрист с опасным ремеслом и неуемным желанием постоянно шастать по Зоне чего бы это не стоило. Но повесть посвящена отнюдь не похождениям “героя с большой дороги”, а излюбленной теме писателей - Контакту с представителями внеземных цивилизаций.

Шестью годами позже А. Тарковский снял одноименный фильм в свойственной ему манере – с многоминутным разглядыванием красот природы, медитативной музыкой Э.Артемьева и Великотарковской Моралью в каждом диалоге. Пожалуй, единственное, что роднит киношного сталкера с книжным – болты… Фильм фантастичен скорее по духу, чем по сюжету. А если не вслушиваться в то, о чем говорят герои, сложится впечатление будто три товарища пошли по грибы в лесок где-то в средней полосе России. Честно говоря, для своих высоких рассуждений о вечном, Тарковский мог бы выбрать совершенно другую платформу, но по каким-то кармическим законам, ведомым ему одному, он выбрал повесть Стругацких. И получилось гениально…

После 1986, когда происходило осмысление Чернобыльской трагедии, появилась такая странность: зона отчуждения стала как-то потихоньку ассоциироваться с зоной Посещения, а взрыв реактора с Контактом… Еще больше эти образы укрепились в сознании людей когда в начале и середине девяностых с запада хлынул поток VHS  с диковинными фильмами в гундосом переводе. Вот тогда-то все и увидели как выглядят пришельцы, аномалии, зомби, радиоактивные мутанты и все, все, все. Прошло еще какое-то время, индустрия развлечений окрепла и вышеописанным фактом не преминули воспользоваться разработчики видеоигр. И вот, год 2006 – выход игры S.T.A.L.K.E.R. Жанр можно охарактеризовать не как фантастический боевик, а наоборот – боевик, с примесью фантастики. Очень справедливо многие геймеры называют сталкера “стрелялкером”, ведь основное действие игрока  - это стрельба, занимающая более 90 % всего игрового времени. Сам же игровой сталкер мало чем напоминает искателя приключений Стругацких и совсем ничем не похож на искателя истины у Тарковского. Сталкер в игре – боевик в погоне за наживой.

Однако надо отдать должное разработчикам игры (GSC Game World) – они не просто создали свой мир, но и дали ему неплохую основу. И сделали это просто: выпустили серию книг по мотивам свой игры (на данный момент более пятнадцати). А попутно пристрелили несколько зайцев одним махом – и игру популяризировали, и удачный маркетинговый ход сделали, и (что самое важное) обособили своих фанатов. В общем, создали Пространство, Атмосферу и Обитателей, короче – мир. Книги серии S.T.A.L.K.E.R. предназначены исключительно для фэнов игры. Сказать по совести, эти книги носят название "фантастический боевик" довольно условно. С фантастикой их связывает лишь место действия – Зона, и если ее убрать, останется один боевик. Лишь немногие книги из серии претендуют на звание фантастичности, а подавляющее большинство похоже на сочинения на заданную тему.

Замечу, эффект от явления "сталкер" и его сила прямо зависят от двух условий: возрастной категории и того, в какой последовательности происходило ознакомление с этим явлением. Вариантов несколько, но наиболее часты два: либо вы сначала читали и смотрели, а потом играли, либо наигравшись решили поинтересоваться истоками – книжкой и фильмом. Свой минус, к сожалению, присутствует в обоих вариантах. В первом вам вряд ли понравится игра – очень уж большой диссонанс она вызывает в сознании на фоне прочитанного и увиденного. Ну никак не вяжется вдумчивый сталкер Тарковского и любитель опасных приключений у Стругацких со "стрелялкером" из игры! Случай номер два тоже не без изъяна – после драйва убойной игры книжка может показаться блеклой и по-советски наивной, а про что речь в фильме и почему тамошний сталкер стихи экскурсантам читает  вообще не понятно. А то, что не понятно, как правило, раздражает или вгоняет в тоску.

Вот так и живут под одним названием совершенно разные миры для совершенно разных людей. Каждый из них по-своему уникален, у каждого свое огромное пространство и свои границы. Трудно найти человека, которому нравились бы все три Сталкера – настолько они индивидуальны и подчас противоречивы. Ну а какой из этих миров наилучший – решать вам.