Библиотека

Блоги

Традиция славянских кулачных боев

На Руси традиция кулачных игрищ была известна с незапамятных времен. Летопись по Никонову списку гласит: «…Себо не погански ли живем…бо играша уточена, и людей много множество, яко улихати друг друга позоры деюща от беса замышленаго дела».

Традиция славянских кулачных боев

Изначально кулачные бои были неотъемлемой частью поминального ритуала у древних славян. Так что традиция драться на кулаках ведет свое начало с древнейших, дохристианских времен на Руси. Слово «буй» встречающееся в летописях (кулачный бой) было эпитетом богатыря. Достаточно вспомнить «буй-тура» из «Слова о полку Игореве». Такое значение слова сохраняется и сегодня, хотя и в униженном значении «буйный», «буянить».

Примечательно, что традиция кулачного боя на Руси не приветствовалась, и даже запрещалась православной церковью. Так, самым ярким примером вытеснения этой традиции является предложение митрополита Кирилла на Владимирском соборе в1274 году об отлучении от церкви всех, кто принимает участие в кулачных боях и боях на палках. Духовенство приняло это правило. И оно вошло в Кормчую книгу и служило руководством для духовенства. Против кулачных боев выступил в XV в. митрополит Иона, а в XVI в. митрополит Даниил (1492—1547). По преданию Никона (1652) были сожжены палки, которыми новгородцы бились на мосту через реку Волхов. Усилия духовенства об искоренении традиции кулачных боев были напрасными. Но они внесли некоторые упорядочения в свод правил боев. Позднее, во времена царствования Екатерины I, в 1762 году был принят указ, которым вводился так называемый регламент боя. Принятие другого указа, касающегося боев стенка на стенку указывало всем желающим померяться силушкой в бою на кулаках, делать это только в присутствии полицмейстера. Этот представитель власти зачастую был зрителем, не вмешивающимся в толпу горячих русских парней и мужиков. Все кто хотел поучаствовать в таком игрище, должны были заранее сообщать полиции о месте и времени их проведения.

Как бы власть на протяжении всей истории Руси не хотела бы подчинить себе ведение этого обычая среди русских людей, вплоть до его полного запрета, кулачные бои не были вытравлены из традиции. Ярким примером такого неповиновения власти был невыполненный указ царя Александра I.

Интересно, что схватка как проба силы известна не только русскому народу. Мы можем увидеть тому массу примеров, как в боях гладиаторов, так в восточных единоборствах, рыцарских поединках Средневековья, и в боксе. Но если схватка в карате или ушу это игра с элементами восточной, не всегда понятной философии. Схватка на Олимпиаде в Древней Греции - проявление индивидуальности атлета.

Традиция славянских кулачных боев

Гладиаторский бой, это, прежде всего яркое желание остаться в живых любой ценой, а боксерский ринг уже давно стал ареной для заколачивания денег.

Только традиция русского кулачного боя способна закалить силу духа и волю, одновременно она остается и потехой, забавой. Порою русский кулачный бой, это не что иное, как проба сил между двумя закадычными друзьями.

Русский кулачный бои впитали в себя все, что окружает русича с первых моментов его жизни. Это и родная русская природа, и традиции воинского братства, исторический опыт и природные катаклизмы, бытовые особенности народа и его обрядовость. Вряд ли кто поспорит с тем, что на формирование такой традиции повлияли и наши природный особенности в виде зимних морозов, и вечного бездорожья, и постоянные атаки на наши рубежи всевозможных супостатов. Кулачный бой также нельзя не рассматривать как активную тренировку в деле защиты своей малой родины, своей семьи, чести и достоинства себя и рода. 

В старину кулачный бой проводился, как правило, зимой на святочных гуляниях, или на Масленицу.

 

Традиция славянских кулачных боев

Примечательно, что бои, подразделялись на «один на один», «на стенка на стенку». А порою, можно было, и увидеть, как деревня шла на деревню, или же одна часть города шла на другую часть этого, или соседского города.

В бою стенка на стенку отрабатывались совместные навыки действия плечом к плечу. Они были прекрасной площадкой для отработки инициативы в действиях и личного умения будущего народного ополченца. Такая тренировка была тренировкой в условиях максимально приближенных к боевым условиям.

Неписаные правила стеношного боя были всегда строги и справедливы: по лицу не бить, по голове не бить, бой вести только до первой крови, на лежачего не нападать, убегающего противника не преследовать, в спину противника не бить, драться только лицом к лицу. Строго преследовалось и даже жестоко наказывалось закладывание в кулак или же рукавицу тяжелого предмета, который мог стать причиной увечья. При выявлении такого случая толпа была беспощадна: как противники, так и свои набрасывались на обманщика, и били его «смертным боем».