Библиотека

Блоги

Административно- командные методы руководства культурой - Игнатов В.С. Художественная культура России ХIX – ХХ в.в.

Вопросы:

1 . Административно- командные методы руководства культурой

2. Искусство первого послевоенного десятилетия

Административно- командные методы руководства культурой

Война оказала большее влияние на все стороны жизни советского общества. Сформировалось поколение людей закаленных войной, не знавших страха массовых репрессий 30-х годов. Перенесенные тяготы военного времени рождали надежды, что после победы жизнь будет устроена намного лучше. У людей возросло чувство собственного достоинства, стремление самостоятельно осмыслить пережитое. Участвуя в освобождение от фашизма европейских государств,советские войны впервые увидели заграницу такой, какой она была в действительности, а не в изображении пропагандой. Контраст между разоренным отечеством и побеждёнными странами Европы, относительно сытыми и благополучными, заставили воинов-победителей о многом задуматься.

Но надеждам на ослабление административно-командных методов руководства обществом не суждено было сбыться. Репрессии, которые были начаты в предвоенные годы в послевоенные годы продолжались. Проводились репрессии против целых народов - чеченцев, ингушей , калмыков, крымских татар. В лагеря  и ссылку отправлялись бывшие советские военнопленные и граждане, угнанные на работу в Германию.

Массовый героизм, мужество, инициативность, патриотизм советских людей, проявившихся и на фронте и в тылу, не соответствовали роли винтика государственного механизма которому отводил человеку Сталинский режим. Само его существование требовало насаждение в обществе страха, подозрительности, установление жестоко контроля за умами, за творческой деятельностью интеллигенции.

В послевоенное время идеологическая работа занимала центральное место. Об этом свидетельствуют многочисленные партийные документы того времени, которые касались широкого круга проблем: о подготовки идеологических кадров до репертуара драматических театров и оценки отдельных фильмов и опер. В 1948 годе был закрыт Музей нового западного искусства. Слово «импрессионизм» стало бранным.

Литература и искусство по-прежнему рассматривалась как средство воспитания масс. Новым после войны было появление целой серии постановлений и беспрецедентное прямое вмешательство высшего партийного руководства в дела искусства. Это явилось неожиданностью как для большинства художественной интеллигенции, так и читательской и зрительской аудитории. Но поход против инакомыслящих начался еще до окончания войны. Были подвергнуты повесть М. Зощенко Перед восходом солнца (опубликованная в 1943 году) и киноповести  А. Довженко Победа и Украшение в Огне. Сотни книг, подготовленных к печати, запрещались как Политически недоброкачественные.

Многие писатели высказывали недовольство строгостью цензуры и методами руководства искусством. Органы госбезопасности, осведомленные по донесениям агентов с настроениями в писательской среди, квалифицировали их как антисоветские. После окончания войны о положение дел в стране и литературе стали говорить на писательских собраниях. В интеллигентской среде крепло ожидание перемен. Практически все были уверены, что возврат к старому курсу - погромом в искусстве -  не возможен.

Ответом на эти настроения стали постановления ЦКВКП (б) 1946г.: О журналах Звезда и Ленинград, О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению, и о кинофильме Большая жизнь. В 1948 г. за ними последовало постановление об опере Великая дружба  М. Мурадели. В этих постановлениях писатели, журналисты, композиторы, деятели кино и театра обвинялись в аполитичности и безыдейности, пропаганде буржуазной идеологии. Персонально были названы  А. Ахматова, М. Зощенко, В. Мурадели, Д. Шестакович, С. Эйзенштейн и др.  ЦК партии призывал деятелей литературы и искусства создавать высокоидейные художественные произведения, отражающие трудовые свершения советского народа. На практике эти постановления означали усиление жесткой регламентации в искусстве. В этих условиях открывалась широкая дорога для слабых в художественном плане произведений искусства.

Время определяет состояние искусства. Великая победа вызвала в стране необыкновенный подъем патриотических чувств, естественную гордость за свой народ. Это состояние так определила Ольга Бергольц: Война очень много взяла от нас. Война разорила немало человеческих душ, опустошив их. И все же неизмеримо больше мы приобрели. Какая это драгоценность, какая первая и чистая гордость - сознание, что мы народ - победитель...  А в дни мира мы должны быть достойны самих себя, победителей, таких, какими научились быть в дни войны.