Библиотека

Блоги

Архитектура и изобразительное искусство - Культура Древности и Средневековья: учебное пособие, Лысак И.В.

Архитектура и изобразительное искусство

Одной из фундаментальных идей, утвердившихся в Византии под влия­нием христианства, стала идея «симфонии» - союза христианской церкви и «христианской империи». Эта идея чрезвычайно ярко проявилась в византий­ской архитектуре. В Византии сложился новый, отличный от античного подход к храмовому зодчеству. Если греческий храм был всего лишь местом пребыва­ния статуи божества, обычно открытым только для служителей культа (сами же религиозные обряды совершались снаружи, на площади), то византийский хри­стианский храм был местом, где проходило богослужение, и должен был вме­щать много верующих. Чтобы храм вмещал больше молящихся, христианское зодчество взяло за образец античные прямоугольные сооружения, именуемые базиликами, разделенные на несколько продольных частей - нефов (от лат. navis - корабль). Такой тип христианского храма со средним нефом, обычно более просторным и высоким, а впоследствии и с поперечным (трансептом), придающим храму форму креста, получил название базиликального. Первосте­пенное значение начинает играть внутреннее убранство храмов.

Первый расцвет византийского искусства и архитектуры приходится на время правления императора Юстиниана. При нем отстраивается Константино­поль, строится главный храм империи - собор святой Софии (532-537 гг., ар­хитекторы Анфимий и Исидор). Конструкция св. Софии Константинопольской объединила центрический и базиликальный тип постройки при преобладающем значении купола. План св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямо­угольник, в центре которого выделен квадрат, обозначенный мощными устоя­ми, которые отделяют центральный неф от боковых. Центральный купол собо­ра имел диаметр 31,5 метра. С боков давление купола уравновешивалось скры­той системой распоров - контрфорсов. Снаружи вид св. Софии внушителен и замкнут. С трех сторон он окружен вплотную подступающими к его стенам по­стройками, и лишь с восточной части храм можно увидеть от вершины до осно­вания. Интерьер храма был ярким, красочным и контрастировал с суровостью его внешнего облика. Стены были облицованы мрамором и украшены мозаи­кой. В центре храма возвышался огромный амвон - сложное сооружение из се­ребра и драгоценных камней, вокруг которого разворачивались литургические церемонии. Огромный подкупольный зал храма символизировал образ миро­здания. Освещение зала усиливалось по направлению к куполу: внизу царил полумрак, купол же был освещен ярко, так как у его основания находилось 40 окон, создававших иллюзию светового кольца. София Константинопольская поражала современников своими размерами (длина храма 77 м), гармонией форм, рациональной организацией объемно-пространственной структуры. Все вместе это рождало ассоциации с мудростью и силой императора, с могущест­вом управляемого им государства, с его правом на единовластие.

В VIII-IX вв. в византийском храмовом строительстве распространяется крестово-купольный тип храма. Купол на барабане опирался на четыре сво­бодно стоящие опоры. От подкупольного пространства крестообразно, ориен­тируясь по сторонам света, расходились «рукава» равноконечного, «греческо­го» креста - прямоугольные помещения, перекрытые сводами, как правило, ци­линдрическими. Все пространство храма было связано воедино и подчинено центральному куполу. Характерным сооружением этого периода считается церковь «Неа» (Новая) в Константинополе, возведенная при императоре Васи­лии I и освященная в 881 г.

В XI-XII вв. постепенно изменяются пропорции храмов, их силуэт уст­ремляется ввысь. Размеры храмов уменьшились, строились в основном мона­стырские и приходские церкви, рассчитанные на небольшое количество моля­щихся. В этот период складывается много локальных школ зодчества в различ­ных регионах империи.

Византийское изобразительное искусство представлено прежде всего мо­нументальной живописью. В Византии была выработана определенная систе­ма объемно-пространственной структуры храма и его росписей, которые алле­горически изображали библейскую историю человечества, этические нормы, освященные христианством. Широко распространяется монументальная мо­заика, которая применялась как в храмовом зодчестве, так и для украшения стен и перекрытий в светских зданиях. Мозаичные полотна выполнялись из ок­рашенных стеклянных сплавов - смальты. Художники придавали большое значение цвету, который играл особую, символическую роль. Пурпурный цвет, например, был цветом божественного и императорского достоинств. В пурпур­ных одеждах мог ходить только император. Красный цвет символизировал и жизнь, и кровь (в частности, кровь Христа), это был также цвет очищающего и карающего пламени. Белый цвет - символ чистоты и святости, отрешенности от мирского. На иконах святые и праведники изображались в хитонах из белых льняных тканей. Черный цвет - это знак смерти, символ могилы и ада. Зеленый - символ юности, цветения, символ земного в отличие от небесного - пурпур­ного, голубого, золотого. Синий и голубой в византийской символике - знакипотустороннего мира. Широко известны мозаики храма Сан-Витале (св. Виталия) в Равенне на Адриатическом побережье, мозаики в куполе церкви Успения в Никее.

В XI-XII вв. в убранстве храмов заметную роль стали играть живописные иконы[9], служившие доказательствами воплощения Сына Божия и христологи-ческого догмата. В Византии сложилась устойчивая иконографическая тради­ция. Основными сюжетами иконописи были рождение Христа от Девы Марии, крещение в Иордане, преображение на Фаворе, страдания, смерть Христа и символы его божественной природы: спасительный крест, гроб, воскресение и т. п. Наиболее значимые фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах, чем подчеркивалась особая значимость центральных фигур. Для передачи эмоциональных переживаний использовали неодушевленные предметы. В профиль изображались отрицательные (Иуда, Сатана) и второстепенные персонажи, животные. Композиции в византийской живописи строились по принципу максимальной статичности и устойчивости, что выражало непреходящую значимость событий. Композиционным центром многих изображений выступала голова или нимб главной фигуры, независимо от ее размера.

2 Лихачева В. Д. Некоторые особенности перспективной системы византийской живописи и икона «Сошествие святого Духа на апостолов» Эрмитажа // Византия и Русь (Памяти Веры Дмитриевны Лихачевой, 1937-1981 гг.) / Сост. Т.Б. Князевская. М., 1989. С.271 - 280.

Для организации художественного пространства византийские мастера не пользовались прямой перспективой: ее разработали только художники Возрож­дения. Прямая перспектива имеет точку схода в глубине пространства и над предметом. Византийцы применяли особую перспективную систему, назван­ную искусствоведом О. Вульфом обратной. Однако, как показывает в своих работах В. Д. Лихачева, данное понятие не совсем точно отражает применяемый художниками Византии способ организации пространства . Перспектива в ви­зантийской живописи предполагает наличие нескольких точек зрения. Зри­тель рассматривает предметы, изображенные с разных позиций. Таким образом художник подчеркивал самые значительные места в композиции произведения. Значительность центральной фигуры иконы подчеркивается с помощью обра­щенных к ней фигур боковых персонажей. Ракурс боковых фигур (правое жи­вописец изображает, как бы находясь справа от него, левое - располагаясь сле­ва) создает движение, направленное к центру изображения. Изображаемый объ­ект живописец показывает не так, как он видит его в определенный момент, а так, как он знает его вообще. Художник стремился сообщить зрителю макси­мум информации об изображаемом объекте, соединяя две точки зрения: сверху и с высоты нормального человеческого роста. Например, стол всегда представ­ляют так, что зритель целиком видит плоскость его столешницы как бы сверху. Это позволяет показать все предметы, стоящие на столе. Сами же предметы изображаются в прямой проекции. Стремясь выявить сущность явления, живописцы часто используют следующий прием. Когда художник изображает еван­гелиста, читающего Евангелие, он обращает кодекс окладом к читающему его евангелисту, и зритель видит целиком листы, на которых написаны первые строки Евангелия. Обычно, как в иконе «Евангелист Иоанн» (XV в.), сам пред­ставленный святой смотрит не на зрителя, а на свое писание. С этой же целью в композицию часто вводят внутренний и внешний вид здания.

Византийскими художниками была создана и особая система светоте­ни. Моделируя форму, живописец никогда не изображает объект освещенным из одной точки. Передать вечную сущность явления помогает рассеянное осве­щение. Размер изображаемого предмета в византийской живописи зависит не от его положения в пространстве, а от его смысловой роли в изображаемом сюже­те. Так, в сцене рождества Иисуса Христа в мозаике Палатинской капеллы в Палермо (XII в.) масштабно выделена Богоматерь, следующим по размеру яв­ляется Иосиф, затем - волхвы, а затем - прислуживающие при омовении жен­щины. Таким образом, система изображения пространства, выработанная ви­зантийскими мастерами соответствовала идейной и эстетической сущности их живописи.

В XI-XII вв. было канонизировано и размещение икон в соответствии с изображенными на них сюжетами. В куполе располагали образ Иисуса Христа, окруженного апостолами. Главным местом сосредоточения икон становится алтарная преграда. По сторонам от Богоматери изображались архангелы Ми­хаил и Гавриил. Далее обычно следовала композиция Евхаристии - сцены при­нятия апостолами причастия от Спасителя. К этой группе сюжетов добавлялся цикл так называемых праздников. Все завершалось сценой Страшного суда.

Станковые иконы исполнялись, как правило, яичной темперой на дере­вянной доске. Создавались и переносные мозаичные иконы. Их делали на ме­таллической доске из мелких кусочков смальты, скрепленных воском.

Внутреннее оформление византийских храмов создавало необычайно торжественную обстановку для богослужений. Множество лампад и свечей озаряли своими яркими отблесками мозаики, мраморные колоннады и драго­ценную утварь. Великолепие храмов воздействовало на верующих, убеждая их в величии Бога.

Соединив элементы восточных и западных культур, Византия оказала существенное воздействие как на развитие культур многих стран Западной и Восточной Европы, так и на культуру народов Востока. Благодаря Византии ценности античной и восточной культур не были забыты и стали известны дру­гим народам. Наиболее значительным было влияние Византии на страны, в ко­торых утвердилось православие, прежде всего, на Древнюю Русь.