Библиотека

Блоги

Христианская церковь. Ереси и борьба с ними - Культура Древности и Средневековья: учебное пособие, Лысак И.В.

Христианская церковь. Ереси и борьба с ними

На протяжении V-XI вв. произошло принятие христианства практически всеми народами Европы, причем к XI в. вся Западная и Центральная Европа в религиозном смысле была однородна, подчиняясь духовной власти Папы рим­ского. В период средневековья церковь практически монополизировала духов­ную жизнь, культуру, науку, мораль, образование, приобрела большое эконо­мическое и политическое влияние. Сосредоточив в своих руках огромные зе­мельные богатства, церковь и духовенство оказывали влияние на государствен­ную власть и закрепили за собой важные политические прерогативы. Церков­ные учреждения - епископства, аббатства - пользовались судебно-административными правами и привилегиями наряду со светским сеньориями. Христианская религия и церковь оказывали определяющее влияние на всю ду­ховную культуру средневековья. В этот период практически монопольно гос­подствовало религиозное мировоззрение. Нравственным идеалом христианства являлось единство Веры (прежде всего религиозной), Надежды (на спасение от греха через загробное воздаяние) и Любви (к Богу). Каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства.

Высшей властью над всей церковной иерархией на Западе располагал римский архиепископ - Папа римский. Папство возникло уже в начале V в. Считая себя «преемником Св. Петра», который якобы был первым римским епископом, и, пользуясь отсутствием на Западе сильной, централизованной светской власти, папы стали независимыми церковными и светским правителя­ми в Риме и епархии. Они собрали в своих руках значительные земельные вла­дения и создали «патронимию св. Петра». Получив из рук франкского короля Пипина II Короткого (741-768) отнятые им у лангобардов земли по Тибру и в области Равенны, папа Стефан II в 756 г. образовал светское государство -Папскую область.

В то же время папство укрепляло свою власть над епископатом и всей церковной иерархией. Уже Григорий I (590-604) именовал себя Вселенским главой церкви, отрицая подобный титул за константинопольским патриархом. Однако это встретило сопротивление как со стороны восточной церкви, так и внутри церковной иерархии. Кроме того, папы стремились подчинить своему влиянию церковь во вновь обращенных славянских странах, в частности в Бол­гарии. Это привело к конфликту между западной и восточной церквами. Пово­дом к их окончательному разрыву послужил спор из-за подчинения церкви в южной Италии. Эта область долгое время принадлежала Византии, но папа считал ее своим леном. Не добившись признания своих прав в ходе длительных переговоров, папа Лев IX направил в 1054 г. в Константинополь легатов, кото­рые должны были провозгласить проклятия по адресу константинопольского патриарха Михаила Керуллария. Патриарх, в свою очередь, провозгласил от имени церковного собора проклятие в адрес папских легатов. После этого меж­ду Римом и Константинополем уже не было примирения. Образовались две христианские церкви: римско-католическая и православная (греко-католическая).

Уже во второй половине IX в. определились догматические и культовые различия. После разделения церквей они резко подчеркивались обеими сторо­нами. Суть различий состоит в следующем. Католическая догма утверждает, что третий член Троицы, Святой Дух, исходит в равной степени от Бога-Отца и Бога-Сына, а православная говорит, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца и лишь проходит через Бога-Сына. Католики совершают крестное знаме­ние пятью пальцами, а православные - тремя. Католическая церковь исходя из учения о благодати как заслугах святых перед Богом дает своим авторитетом отпущение любых грехов и дарует душам вечное спасение за богоугодные дела, а православная совершенно отвергает подобный путь спасения. Кроме того, в католичестве был введен целибат (обет безбрачия) для всего духовенства и принято учение о чистилище (там, как и в аду, душа грешника подвергается мучениям, но оттуда в отличие от ада можно, искупив муками грех, попасть в рай). Главное обрядовое различие заключается в способе причащения духовен­ства и мирян. У православных те и другие причащаются под обоими видами -хлебом и вином, а у католиков миряне причащаются только хлебом. Католиче­ское богослужение совершается только на латинском языке, а православное -на любых местных языках. Восточная церковь не признает папского верховен­ства и института кардиналов.

Низшим звеном церковной организации был церковный приход во главе с приходским священником. Приходы объединялись в епархии (диоцезы) во главе с епископами, располагавшими духовной властью в пределах своих дио­цезов и светской княжеской властью в епископских владениях. Диоцезы объе­динялись в митрополию во главе с архиепископом. Важнейшие дела церков­ной жизни решались на соборах (съездах) епископов. Местные соборы, на ко­торые съезжались епископы нескольких провинций, решали местные церков­ные дела. Вселенские соборы в составе всех прелатов рассматривали вопросы догматики, культа и церковной организации.

Обычно церковь действовала в союзе со светскими властями, однако ме­жду ними случались и острые конфликты. Вместе с тем церковь создавала культ своей «священной власти», неповиновение которой объявлялось тяжким грехом. Для защиты своих интересов церковь выработала систему наказаний:

• отлучение, ставившее человека вне церкви и лишавшее его возможности получить спасение на том свете;

• интердикт, запрещавший отправление культа в пределах всей страны;

• анафему - публичное предание проклятию.

Эти средства церковь использовала для удержания в повиновении не только простых людей, но и власть имущих - королей. Папство пользовалось им и в целях подчинения светской власти и создания теократии. Если в IX-XI вв. власть пап была невелика, то к началу XII в. она значительно усиливает­ся. Намного возросли и материальные средства папской курии, казна курии в XII-XIII вв. превосходила финансовые ресурсы самого богатого из европейских королей. Кроме доходов из папской области, курия получала:

• взносы от епископств со всех католических стран (аннаты, паллиум);

• церковную десятину;

• специальный крестоносный побор («саладинова десятина»).

С XI в. появляются индульгенции, понимавшиеся как полное или частич­ное освобождение от дел покаяния за совершенный грех, даваемое епископом или папой. Они давались за участие (личное или денежное) в строительстве храмов, паломничество в Рим, позднее - за участие в крестовых походах. С XIV в. индульгенция понимается не только как освобождение от наказания за совершенный грех, но и как отпущение самого греха. Появляются индульген­ции по поводу юбилейных дат. С XV в. стали даровать индульгенции душам умерших, находящимся в чистилище. Такие индульгенции могли купить родст­венники и друзья умерших. Именно продажа индульгенций стала поводом для начала Реформации.

В христианской религии, как и в других монотеистических религиях, су­ществовало много еретических (несогласных с официальной догматикой) уче­ний. Еретики отрицательно относились к католическому духовенству во главе с папой и противопоставляли ему библейских пастырей. Особенно резкие напад­ки вызывали продажа индульгенций и неравенство в причастии. В противопо­ложность иерархической церкви они создавали свою простую религиозную ор­ганизацию и вводили упрощенные обряды. Единственным источником веры еретики признавали Евангелие и совершенно отрицали Священное Предание (сочинения отцов церкви, постановления соборов, папские буллы). Популярна была идея «апостольской бедности», переходящая у некоторых еретиков в строгий аскетизм.

Раньше всего еретические движения распространились в городах Италии. Во второй половине XI в. в Милане и других ломбардских городах появилась так называемая патария (по названию квартала в Милане, где обитали нищие и старьевщики). Патараны бичевали испорченность нравов духовенства, призы­вая к строгому безбрачию и отказу священников от мирских благ. Последова­тельно разработанного учения патараны не создали. Другая секта, основанная Арнольдом Брешианским (арнольдисты), выдвинула радикальную программу политических преобразований: лишение духовенства политической власти и создание (в частности, в Риме) чисто светского республиканского правительст­ва.

Наивысшего расцвета еретическое движение достигло во второй полови­не XII-XIII вв. Центром его стала Южная Франция. Здесь распространилось два еретических учения - катарство и вальденство. Катарство (греч. kataros -«чистый») принадлежало к дуалистическим ересям. Оно утверждало, что в ми­ре происходит вечная борьба добра со злом и добро должно восторжествовать над злом. Под добром катары понимали духовное начало, под злом - физиче­ский мир, созданный Сатаной. К злу они причисляли и существующую церковь во главе с папой. Катары признавали только Евангелие, совершенно отвергая Ветхий завет. Они отрицали учение о чистилище, церковные таинства, осужда­ли взимание десятины. Катары создали свою церковь, простую, без иерархии духовных чинов. Единоверцы делились на две категории:

• «совершенных», которые вели аскетический образ жизни и выполняли функции пастырей;

• «верующих» - обычных мирян, следующих предписаниям своей веры.

Вальденская ересь появилась в конце XII в. на юге Франции. Ее основа­телем был Петр Вальд, сын богатого лионского купца. Отказавшись от своих богатств, он стал проповедовать нищенскую жизнь и аскетизм. Вальденсы от­вергали большинство христианских таинств, молитвы, иконы, культ святых, не признавали церковную иерархию. Они проповедовали «бедную апостольскую церковь». Еретики отказались платить налоги и десятину, нести воинскую службу, не признавали феодального суда, выступали против смертной казни. Вальденсы разделяли некоторые общие взгляды с катарами. В Южной Франции и те, и другие именовались альбигойцами (от названия города Альби). В XIII в. часть умеренных вальденсов сблизилась с католической церковью и пользова­лась правом проповедовать свои взгляды («католические бедняки»). Другая часть вальденсов переселилась в Германию, Швейцарию, Австрию, Чехию, Польшу и Венгрию, где эта ересь существовала до позднего средневековья. Крайние вальденсы слились с катарами.

Еретические идеи встречали ожесточенный отпор со стороны католиче­ской церкви. Церковные соборы предавали еретиков анафеме, для подавления массовых еретических движений организовывались крестовые походы. В конце

XII  в. появилась инквизиция (лат. «расследование») для суда и расправы над еретиками. Первоначально инквизиция находилась в подчинении епископов. В XIII в. она превратилась в самостоятельное учреждение под верховной властью папы. Была создана система судебного расследования с применением изощренных пыток и запугиваний, с помощью которых у жертв вырывали признания вины. Широко применялись шпионаж и доносы, поощряемые разделом между доносчиками части имущества осужденных. Для наказания осужденные пере­давались в руки светских властей, так как церковь отказывалась от «пролития крови». Обычно осужденных еретиков сжигали на кострах. При этом нередко устраивались торжественные церемонии провозглашения приговора инквизи­ции над группой еретиков - аутодафе (исп. «акт веры»). Раскаявшиеся греш­ники подвергались пожизненному заключению. Под надзор инквизиции попа­дали ученые, заподозренные в свободомыслии и несогласии с установленными католической церковью канонами.

Одна инквизиция не могла справиться с массовыми еретическими движе­ниями. Церковь пыталась подорвать эти движения изнутри, доказать «заблуж­дения» сбившихся с пути «истинной веры» еретиков. С этой целью церковь признавала некоторые умеренные секты и превращала их в нищенствующие ордена. Так был основан орден францисканцев. Основатель этого ордена Франциск Ассизский (1182-1226) был выходцем из богатой и знатной итальян­ской семьи, однако ушел нищенствовать, проповедуя аскетизм и покаяние. Он не отрицал церкви и монашества в принципе, а только призывал духовенство следовать «апостольскому примеру» - странствовать и проповедовать в народе, добывая средства к существованию трудом и за счет милостыни. Именно такой образ жизни и вели его последователи - «меньшие братья» (минориты). Пап­ство легализовало проповедническую деятельность Франциска и его последо­вателей и учредило в 1210 г. орден францисканцев, а его основателя церковь впоследствии канонизировала. Вскоре францисканцы отказались от своих тре­бований равенства и бедности и превратились в очень влиятельный и богатый монашеский орден. Главной их целью была борьба с распространением ерети­ческих учений. Монахи проникали в массу еретиков и своими проповедями старались отвлечь их от «заблуждений» и вернуть в лоно католической церкви. Орден имел строгую централизованную организацию во главе с «генералом», подчиненным непосредственно папе.

По примеру францисканского ордена в 1216 г. был учрежден орден до­миниканцев, создателем которого являлся испанский монах-фанатик Доминик. Члены этого нищенствующего ордена вели иной, чем францисканцы, образ жизни. Они одевались не в рубища, а в мантии ученых. Это были образованные проповедники, захватившие в свои руки систему образования, прежде всего бо­гословские кафедры в университетах. Из их среды вышли такие известные бо­гословы, как Альберт Великий и Фома Аквинский. Главной целью доминикан­цев была борьба с ересями. Именуя себя «псами господними» (лат. domini canes созвучно слову «доминиканцы»), они громили еретиков не только с кафедр университетов, но и оружием инквизиции. Из них обычно комплектовались трибуналы инквизиции.

Нищенствующие ордена занимались также миссионерской деятельно­стью, основывали свои монастыри в некатолических странах. Доминиканцы как проповедники и дипломаты проникали даже в восточные страны - Китай и Японию.

С проведением крестовых походов связано основание духовно-рыцарских орденов. Они создавались, чтобы иметь постоянную военную силу для оборонительных и наступательных войн. Так были созданы духовно-рыцарские ордена тамплиеров (храмовников) и госпитальеров (иоаннитов). Позже возник Тевтонский орден, объединивший немецких рыцарей. Членами этих орденов были рыцари, жившие по монашеским обетам. Тамплиеры носили белые плащи с красным крестом, госпитальеры - красные плащи с белым кре­стом, у тевтонских рыцарей был белый плащ с черным крестом. Под монаше­ским плащом скрывались рыцарские латы. Члены орденов всегда были готовы борьбе с «неверными». В распоряжении рыцарей находились слуги, которым отводилось низшее место в ордене. Во главе ордена стоял «великий магистр», подчинявшийся непосредственно папе. Ордена пользовались большими приви­легиями и со временем превратились в богатейшие корпорации, владеющие землей и движимой собственностью.