Библиотека

Блоги

Средневековое изобразительное искусство - Культура Древности и Средневековья: учебное пособие, Лысак И.В.

Средневековое изобразительное искусство

Христианская религия оказала доминирующее влияние на развитие сред­невекового изобразительного искусства. Христианство отрицало античную гармонию тела и духа, человека и земного мира. Главное внимание деятели ис­кусства средневековья уделяли миру потустороннему, искусство рассматрива­лось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу. Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памят­ники церковной архитектуры. Средневековый собор поражал верующих как своим внешним видом, так и внутренним убранством, вселяя в них веру в мо­гущество Бога. Создатели соборов пользовались в период средневековья боль­шим уважением. Считалось, что художнику свойственны все семь благ, пода­ренные Святым Духом человеческой душе: мудрость, разумение, восприимчи­вость к советам, душевная крепость, знание, благочестие, богобоязнь.

В период средневековья в западноевропейских странах существовали два основных архитектурных стиля: романский (X-XII вв.) и готический (XII-

XV вв.).

Название «романский» происходит от латинского Roma - Рим, что ука­зывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Данный термин ус­ловен, он возник в XIX в. для обозначения стиля европейского искусства с Х по XII вв. Романский стиль нашел свое выражение в таких сооружениях, как церк­ви, монастырские комплексы, замки и крепости. Уже в IX в. начали появляться замки, служившие убежищем во время вражеских набегов. Сначала они были деревянными, но после изобретения машин для метания камней и другой тех­ники замки-крепости стали строить из камня. Основное сооружение (собствен­но замок) состоял из трех частей. Верхний этаж назывался сеньер, здесь распо­лагалось жилище владельца. В нижнем этаже помещались склады, конюшни, загоны для скота. В подземелье находились колодец и тюрьма. Замок был ок­ружен крепостной стеной, затем рвом, через который можно было перейти только по подъемному мосту. Часть ансамбля составляла дозорная башня, через отверстия которой на головы нападающих сыпались камни, лилась горячая смола. Башня эта во Франции называлась донжон, а в Германии - бергфрид. Первые каменные замки, например замок в Куси, были построены во Франции

в XI в.

Основным типом церковных зданий являлась базилика, представлявшая собой прямоугольник, разделенный внутри колоннами или столбами на про­дольные части, называемые нефами (лат. navis - корабль). Средний неф был выше и шире боковых. Каждый из боковых нефов мог завершаться, как и цен­тральный, полукруглым выступом - апсидой, предназначенной для алтаря. Алтарные ниши были лучше всего освещены находящимися в них окнами. В остальном помещении свет падал через окна в боковых стенах и окна фасада. Со временем пространство перед алтарем центрального нефа расширяется, что­бы там могло поместиться большее количество молящихся. Для этого цен­тральный неф пересекается поперечным нефом, называемым трансептом. Та­ким образом, план принимает крестообразную форму. В основе плана средне­вековых базилик лежит латинский крест с более длинным, чем поперечный, продольным нефом. Характерный пример базилики - Нотрдам (Богоматерь) Ла Гранд в Пуатье. Подобно замковым ансамблям, возникают монастырские ан­самбли - аббатства, включавшие храм, помещение для аббата, кельи для мо­нахов, двор, сад, служебные постройки. Такими были аббатство Сен-Жермен де Пре (Х в.), аббатство Клюни (XI в.) в Бургундии. Отличительные черты этой архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством, сочета­ния каменных блоков. Мощные стены объединяют внутреннее пространство -место молений, отрешенности от всего земного. Размеры храмов внушительны, сооружения монументальны, торжественны. Фасад с двух сторон фланкирован двумя башнями. Третья башня появляется над средокрестием - пересечением трансепта и продольных нефов.

Скульптуры в романских ансамблях и храмах мало, она не имеет само­стоятельного значения, являясь лишь придатком архитектуры. Живописи ро­манского времени практически не сохранилось. Два самых известных памятни­ка монументальной росписи находятся в церкви св. Николая в деревушке Тавэн и в церкви аббатства Сен-Савен во Франции, где ими покрыты все стены. Эти росписи на библейские сюжеты лишены глубины пространства, их фон свет­лый, преобладают зеленые и желтовато-охристые тона. Более других распро­странен устрашающий сюжет - Страшный суд. Особенно часто он встречает прихожан сразу же при входе в церковь: в полукруге (тимпане) над порталом изображены события Страшного суда. В центре располагается выразительная фигура Христа, вокруг нее, по сторонам, - черти, наказывающие грешников. Наиболее свободно представлены фигуры плачущих, страдающих грешников. Фигура Христа сверхчувственна, более абстрактна, как бы противопоставлена земному миру - это создает контраст божественного и земного. Внутренняя ди­намика образа выражена в гротескном изломе фигуры, напряженном ритме складок.

На смену романскому архитектурному стилю пришел готический, на­званный так уже в эпоху Возрождения по наименованию германского племени готов. Это название подчеркивало варварское происхождение средневекового искусства (в том числе архитектуры), отражало отрицательное отношение ко всему, что было создано в Средние века. Только в конце XVIII в. получило при­знание то новое, что было в готике, было установлено различие между роман­ским и готическим стилями. В готической архитектуре, так же, как и в роман­ской, центральное место занимают соборы. Их огромные размеры, устремление сооружений вверх, многочисленные витражи, скульптура и живопись произво­дили на верующих огромное впечатление. Высота готических соборов достига­ла 150 м. Наряду с соборами строились здания городского управления - рату­ши, торговые ряды, различного рода башни (сторожевые вышки, маяки, адми­нистративные здания).

Для готической архитектуры характерны каркасные конструкции, при­дававшие сооружению легкость, создававшие впечатление невесомости. Вместо полукруглого возводился стрельчатый нервюрный свод, опиравшийся на уз­кие колонны. Давление свода берут на себя вынесенные наружу опорные стол­бы - контрфорсы, с которыми свод соединен особыми полуарками (аркбута­нами). Аркбутаны выносили тяжесть свода главного нефа за стены собора, на­ружу, и передавали ее на контрфорсы. Для готических соборов характерны вы­сокие ажурные башни, стрельчатые окна с грандиозными цветными витражами. Готические соборы изобилуют скульптурой. Наиболее известные статуи - пар­ные фигуры маркграфа Эккегардта и его жены Уты из немецкого собора в На­

умбурге, химеры Собора Парижской Богоматери. Монументальная живопись в это время не развивается, так как в готических соборах практически нет стен, они заменены огромными окнами. До наших дней сохранились выдающиеся творения готической архитектуры: Собор Парижской Богоматери (время строи­тельства 1163-1257), собор в Генте с Гентским алтарем (XII-XIV вв., Бельгия), собор в Реймсе (1211-1311, Франция), собор в Глостере (1329-1377, Англия), ратуша в Брюсселе (1401-1455). На протяжении веков великие произведения готического искусства продолжают играть роль своего рода культурных цен­тров, вокруг них собираются туристы, местные жители, устраиваются праздне­ства, концерты, отмечаются юбилейные даты соборов.

В целом для средневекового искусства характерны искреннее почитание Божественного, типизация, противопоставление добра и зла, глубокий симво­лизм, традиционализм, неразвитость личного начала. В противоположность ан­тичности средневековое искусство понимало красоту физическую как отраже­ние красоты духовной, его достижением было выражение духовной сущности мира.