Библиотека

Блоги

ВВЕДЕНИЕ - Культура Древности и Средневековья: учебное пособие, Лысак И.В.

ВВЕДЕНИЕ

История культуры - это многокрасочное полотно, написанное множест­вом поколений людей, живших в разное время в различных регионах земного шара. Особое место в нем принадлежит культурам Древности и Средневековья, оказавшим существенное влияние на последующее культурное развитие и ми­ровую культуру в целом. Множество явлений современной жизни возникло еще в период первобытности: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, брак и семья, нравственность и этикет, искусство и религиозные верования. В глубо­кой древности были изобретены колесо и гончарный круг, лодка и парус, бума­га и компас. Наши тарелки, столы и стулья имеют такую же форму, как и упот­реблявшиеся в период ранних цивилизаций. Произведения искусства, создан­ные мастерами древности не перестают волновать зрителей, поражая своим со­вершенством. Проблемы жизни и смерти, первоначал бытия и предназначения человека, поднятые первыми философами, по-прежнему актуальны. Современ­ная европейская правовая система восходит к римскому праву. Мировые рели­гии, распространенные в настоящее время, возникли в период Древности и Средневековья. Именно обращение к истокам культуры позволяет современно­му человеку лучше понять наш сложный и противоречивый мир и свое место в нем.

Приступая к изучению культуры Древнего мира и Средневековья, следу­ет определить, что будет пониматься под «культурой». Как известно, этот тер­мин трактуется по-разному. Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля дается шесть определений культуры: 1) совокупность достиже­ний человечества в производственном, общественном и умственном отношени­ях; 2) как уровень развития, достигнутый в определенную эпоху; 3) просвещение, образование, начитанность; 4) разведение, выращивание, куль­тивирование растений; 5) выведение новых культур растений; 6) микроорганизмы. С термином «культура» соотносят самые разные стороны человеческой деятельности: производство и управление, уровень сознания и образования, образ жизни и характер мышления, богатство языка и уровень развития потребностей человека.

С позиций онтологического подхода к культуре следует отнести все, созданное и создаваемое человечеством. Культура - это мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого ума, труда и таланта. Это об­работанная, «культивированная» природа. Культура выражает и отношение че­ловека к природе, и меру овладения им его собственной физической и психиче­ской природой. Культура, будучи надстройкой над природой, дает людям сим­волы и ценности, отвечает на их потребности. Культура сложна, многогранна, многоаспектна. Она охватывает всю человеческую деятельность в сферах мате­риального и духовного производства, содержания труда, его продуктов, знаний и навыков, овладение которыми позволяет человеку справиться с теоретиче­скими и практическими задачами. Таким образом, в понятии культуры фик­сируется принципиальное отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Именно такой подход к культуре позволяет по­нять всю сложность культурно-исторического процесса в прошлом и настоя­щем. Следует учитывать, что культура противоречива, в ней действуют раз­нонаправленные тенденции и вне их противоречивого единства нельзя понять ни историю культуры, ни ее нынешнее состояние. Так, например, культура Средневековья - это не только готические соборы, сияющие витражами, но и орудия пыток, широко применявшиеся инквизицией.

В предлагаемом учебном пособии при характеристике культур отдельных цивилизаций используется структурная модель культуры, разработанная Э.А. Орловой, в которой выделяются ее неспецифические и специализирован­ные формы.1 Неспецифические формы - частная и личная жизнь, семейные и неформальные групповые отношения, мораль, практические знания, обыденная эстетика, суеверия - представляют собой обыденный пласт культуры. Инсти-туциализированная область общественного бытия и сознания представлена как совокупность специализированных сфер культуры. К ним относятся экономи­ческая, политическая и правовая области культуры, организующие процес­сы социального порядка, жизнеобеспечения и взаимодействия; а также фило­софия, наука, искусство и религия, организующие социально значимое знание и поведение. В данном учебном пособии, учитывая его ограниченный объем, большее внимание уделяется анализу специализированных сфер культуры, причем особое место отводится терминологии - языку рассматриваемых сфер культуры. Каждая тема предваряется общей характеристикой рассматриваемого периода, его общеисторической периодизацией, что позволит читателям четко соотносить рассматриваемые явления культуры с конкретными историческими событиями. В конце пособия содержится список рекомендуемой к каждой теме литературы, изучение которой поможет глубже изучить культуру рассматри­ваемого периода.

Арнольдов А.И., Орлова Э.А. Структура культуры и человек в современном мире. М., 1987.