Библиотека

Блоги

Развитие практических знаний - Культура Древности и Средневековья: учебное пособие, Лысак И.В.

Развитие практических знаний

В процессе трудовой деятельности люди накапливали полезные знания, в первую очередь об окружающей их природной среде. Уже на стадии ранней родовой общины люди обладали солидным запасом сведений в прикладной географии, метеорологии, астрономии, зоологии, ботанике, минералогии. Что­бы добывать себе пищу, они должны были хорошо изучить топографию про­мысловых угодий, пути передвижения и повадки животных, полезные и вред­ные свойства растений, уметь угадывать погоду, ориентироваться на местности, определять направление ветра, читать следы. Эмпирически накапливались за­чатки физических и химических знаний. Освоив составные орудия, человек изобрел рычаг, придумав копьеметалку и лук, в 2-3 раза увеличил дальность полета разящего оружия. Химическое воздействие на природную среду нача­лось с применения огня.

Большое значение получили практические знания в области медицины, фармакологии, токсикологии. Человек овладел простейшими приемами залечи­вания переломов, вывихов и ран, удаления больных зубов и другими неслож­ными хирургическими операциями, освоил лечение простуды, нарывов, ядови­тых укусов. Начиная с мезолита, как свидетельствуют палеоантропологические материалы, стали известны трепанация черепа и ампутация поврежденных ко­нечностей. Люди ранней родовой общины умели пользоваться шинами при пе­реломах, останавливать кровотечение с помощью золы и жира, лечить болезни желудка касторовым маслом.

В силу особенностей первобытного мышления, медленнее развивались знания, требовавшие обобщенных, абстрактных представлений. Так, в некото­рых обществах аборигенов Австралии имелось только три обозначения числен­ных понятий, у бушменов - четыре, у жителей острова Огненная Земля - пять. Чтобы сказать «пять», австралийцы говорили «три» и «два», а всякое число свыше десяти выражалось словом «много». Измерение расстояния и исчисле­ние времени, по-видимому, находились еще в более зачаточном состоянии, чем счет. Большие расстояния обычно приблизительно измерялись количеством пе­реходов, меньшие - полетом копья или стрелы, еще меньшие - длиной таких предметов, как локоть, палец, ноготь. Время могло исчисляться лишь сравни­тельно большими отрезками, связанными с положением небесных тел (день, месяц). Гораздо чаще время измерялось хозяйственными сезонами (время «кладки птичьих яиц», «выведения птенцов»). Со временем развитие земледе­лия, особенно ирригационного, потребовало точного определения начала поле­вых работ, сроков полива, а тем самым и упорядочения астрономических и ка­лендарных знаний. Вероятно, в эпоху соседской общины началось применение простейших астрономических приборов, по крайней мере, древние майя уже пользовались для фиксации точки наблюдения двумя перекрещенными палка­ми. Появляются и календари, первые из которых были обычно лунными.

Вероятно, восприятие пространства в эпоху первобытности было не по­добным современному, а экологическим, то есть определяемым окружающей средой. Скажем, «близко» - это в пределах безопасности, «долго» - это за мно­го времени до благоприятного сезона. Интересно, что на восприятие простран­ства наложила отпечаток родовая организация: независимо от реального рас­стояния более близким считалось то селение, где жили более близкие родст­венники. На стадии соседской общины появляются первые карты - обозначения маршрутов, нанесенные на древесную кору, дерево или кожу.

Уже в глубокой древности люди научились передавать сигналы на рас­стояние. Система передачи на расстояние зрительных или звуковых сигналов существовала даже у наименее развитых из известных этнографии племен. Со­общения передавали, например, клубами дыма, разжигая и быстро гася огонь. Один клуб дыма означал болезнь или несчастный случай, два - важную неожи­данность, три - смерть.

С возникновением производящего хозяйства начинают накапливаться знания в области земледелия. Так, меланезийцы знали и умели выращивать 10 разновидностей ямса, 14 разновидностей хлебного дерева, 52 разновидности банана. С возникновением скотоводства стали накапливаться знания в области зоотехники, прежде всего селекции. Нужды распределения земли и возникшей местами ирригации расширили начатки геометрических знаний. С началом ке­рамического производства, при котором из глины удаляется связанная с ней вода, было совершено одно из крупнейших открытий в области химии. Строи­тельство укреплений, парусных кораблей способствовало развитию математики и механики. С возникновением выплавки рудных металлов зародилось метал­ловедение.

На стадии соседской общины зарождается такая своеобразная отрасль ис­торической науки, как генеалогия. В Полинезии родословная обычно насчиты­вала 20 поколений начиная со времени заселения островов, но имелись и свои рекорды: 92 поколения от предка Ту-те-ранги-марама на острове Раратонга, 159 поколений от мифического предка Неба на Маркизских островах.

Письменности первобытность не знала, но уже древними людьми была создана пиктография (лат. pictura - картина, греч. grapho - пишу) - примитив­ное рисуночное письмо. Существовали целые пиктографические хроники, на­пример «Валам олум» («Красная запись») североамериканских индейцев-делаваров, изобразивших 184-мя рисунками на древесной коре все свои исто­рические предания от начала мироздания до появления в стране европейских колонизаторов.