Библиотека

Блоги

Мифология - Культура Древности и Средневековья: учебное пособие, Лысак И.В.

Мифология

Важное место в первобытной культуре занимает мифология. Она являет­ся основной формой мировоззрения человека на древнейшей стадии его разви­тия. Главные предпосылки мифологического мышления заключаются в том, что человек еще не выделял себя из окружающей среды - природной и социальной, а также в нерасчлененности первобытного мышления, не отделившегося отчет­ливо от эмоциональной сферы. В результате человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами.

Важнейшей чертой мифа является символизм - подмена в первобытном мышлении субъекта и объекта. Заменяя в мифе одни символы другими, мифо­логическая мысль делает описываемые ею предметы более доступными для по­нимания и осмысления на данном уровне знаний. Таким образом, такие осо­бенности первобытного мышления, как неспособность установить различие между естественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных по­нятий, чувственно-конкретный характер, эмоциональность, превратили мифо­логию в своеобразную символическую систему, в терминах которой восприни­мался и описывался весь мир и сам человек.

К самым древним относятся мифы о происхождении людей - антропо-гонические. Древний человек не выделял себя из мира природы и вел свой род от животных, растений и, наоборот, животные происходили от людей. Так воз­никли зооантропоморфные мифы. К древнейшим относятся и мифы о проис­хождении солнца, луны, звезд - солярные, лунарные, астральные. В них либо создание светил приписывается сверхъестественному существу, либо эти све­тила представляются людьми, ранее жившими на земле и вознесшимися на не­бо.

У народов, поднявшихся на более высокий уровень культурного развития и создавших сложные мифологические системы, основу последних составляют мифы о происхождении мира, Вселенной - космогонические. Такие мифы со­держат одну из двух идей: идею творения или идею развития. Идея творения -креационная: мир создан сверхъестественным существом - богом-творцом, ве­ликим колдуном и т.п. Идея развития - эволюционная: мир возник постепенно из некоего первоначального бесформенного состояния - хаоса, мрака, воды, яйца.

Выделяют также теогонические мифы - мифы о происхождении богов. Широко распространены мифы о чудесном рождении, о судьбе, о смерти и бес­смертии, о загробной жизни. На более высокой ступени развития у многих на­родов появляются эсхатологические мифы - пророчества о конце света. Осо­бое место занимают мифы о культурных героях. С их деятельностью связыва­ется приобретение различных культурных благ: добывание огня, изобретение ремесел, земледелия, возникновение искусств, установление обрядов, правил поведения. Их разновидностью являются близнечные мифы, в которых фигу­рируют два героя-антипода: один олицетворяет добро, другой - зло, один тво­рит благо, другой наносит вред. У развитых аграрных народов существенное место в мифологических системах занимают календарные мифы, связанные с чередой природных циклов.

Таким образом, по мере расширения практического, повседневного опыта и границ познания расширялся круг мифологической фантазии, усложнялось ее содержание.