Библиотека

Блоги

Система обучения и научные достижения древних египтян - Культура Древности и Средневековья: учебное пособие, Лысак И.В.

Система обучения и научные достижения древних египтян

Об образовании в эпоху Древнего царства практически ничего не извест­но. Упоминания о школе впервые встречаются в очень поврежденном тексте

1 Переходного периода. Более определенно о школе в царской резиденции го­ворится в «Поучении Ахтоя». Наиболее полное представление мы имеем о школах Нового царства и последующих периодов. Школы в Египте были «ве­домственными», то есть в них готовили работников для тех ведомств, которые их создавали. Так, известно о существовании школ жрецов, писцов1, художни­ков. Единой системы образования и единой программы для школ в Египте не было. Например, в школах писцов изучали письмо, элементы математического знания, иногда элементы географии, музыку и спорт. Наряду со школьным обу­чением было распространено и обучение сыновей отцами.

В Древнем Египте существовали также особые учреждения, именовав­шиеся Пер анх («дом жизни») и имевшиеся в крупных городах, ряд исследова­телей полагает, что это было нечто вроде высшей школы. Данные учреждения были центрами духовной жизни Египта. Они были укомплектованы писцами высшей квалификации, слывшими мудрецами. Там обрабатывались и редакти­ровались теологические трактаты и произведения, касающиеся организации власти, создавались гимны, священные песни, дидактическая литература. В Пер анх систематизировались и хранились так называемые «магические книги», в которых наряду с заклинаниями содержались медицинские сведения. В этих учреждениях вырабатывались директивы для деятельности художников, скульпторов, архитекторов, занимались астрономией и математикой. В Древ­нем Египте имелись также архивы и библиотеки при храмах, однако до нас они не дошли.

Писцы - работники умственного труда, чиновники, управлявшие административной и эко­номической жизнью страны, своего рода интеллектуальная элита Египта. 2 Название папирусам обычно дается современными исследователями на основании авторст­ва, содержания, а иногда и места хранения.

Развитие хозяйства, экономические и культурные связи с соседними на­родами, наблюдения над природой привели к постепенному накоплению зна­ний, которые носили в значительной степени прикладной характер. Таковы, на­пример, древнейшие знания в области математики, которые были связаны с практической жизнью и должны были облегчить работы землемеров и строите­лей. В гробницах сохранились рисунки, изображающие обмер земли при помо­щи особой землемерной веревки. О развитии математических знаний в Древнем Египте говорят сохранившиеся на папирусах математические тексты, в частно­сти так называемый Московский математический папирус . Судя по содержа­нию задач, сохранившихся в этих текстах, знания в области арифметики и гео­метрии использовались для определения площади поля, объема кучи зерна или вместимости амбара. Некоторые знания в области геометрии позволяли состав­лять схематические карты местности и очень примитивные чертежи. Матема­тика была необходима и в строительном деле: многочисленные грандиозные здания и в особенности пирамиды можно было воздвигнуть лишь при точных вычислениях. Одним из крупных достижений в области математики было неко­торое развитие десятичной системы счисления. В письменности были приняты особые знаки для чисел 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000 и даже миллиона, обо­значавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Египет­ская запись чисел была очень громоздкой, выполнять сложение и вычитание при такой записи числа было достаточно легко, а умножение и деление - слож­но. Древние египтяне имели представление о дробях. Мерой сыпучих тел у них был хекат, равный 4,785 л, а мерой длины - локоть - 52,3 см, состоявший из 7 ладоней, равных, в свою очередь, 4 пальцам. Площадь измерялась египтянами в сечатах, равных 100 квадратным локтям.

Значительного для того времени развития достигла геометрия, имевшая практическое значение. Египтяне умели определять площадь прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и круга, принимая вели­чину п равной 3,16. В Московском математическом папирусе сохранились ре­шения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария. Некоторые элементарные знания египтяне имели в области алгебры, умея вы­числять уравнения с одним неизвестным, которое они называли словом «куча».

Шло накопление и астрономических знаний. Наблюдая за небесными светилами, египтяне могли отличать планеты от звезд и пытались в общих чер­тах набросать карту звездного неба. Египтяне разработали также особый кален­дарь. Египетский год состоял из 365 дней и подразделялся на три периода: «по­ловодье» (ахет), «выхождение» (перет) и «сухость» (шему). Каждый период делился на 4 месяца по 30 суток каждый. В конце года добавлялось 5 празднич­ных дней, посвященных Осирису, Исиде, Гору, Сету и Нефтиде. Таким обра­зом, египетский календарный год отставал от тропического года приблизитель­но на четверть суток. Важным научным достижением египтян явилось закреп­ление начала года за неизменным явлением. Было подмечено, что на широте Мемфиса Нил начинает разливаться в тот день, когда на южном небосклоне ранним утром впервые становится заметен блеск звезды Сириус. Этот день (19 июля) был принят как исходная точка для отсчета времени.

Достаточно высокого уровня развития в Египте достигла медицина, что во многом связано с искусством мумификации. Египетские врачи - сунну -пользовались всеобщим признанием, часто они работали при дворах владык других государств. Истинные причины заболевания египетским врачам были большей частью неизвестны. Виновниками болезни считались злые боги, демо­ны, проникшие в тело человека, поэтому, чтобы их извлечь, надо знать магиче­ские заклинания, обращенные к добрым богам. Сведения о развитии древне­египетской медицины сегодня черпаются из так называемых «медицинских па­пирусов», в которых приводится множество рецептов и предписаний для лече­ния различных заболеваний. Все медицинские рецепты обязательно сопровож­дались ссылками на соответствующие магические заклинания и заговоры, яко­бы полезные для каждого конкретного случая. Врач мог прописать больному пилюли, микстуру, пластырь, припарки, мазь, полоскание, ингаляцию. В каче­стве лекарственных средств в медицинских папирусах упоминаются всевоз­можные растения (лук, чеснок, укроп, салат, огурцы, бобы, тмин, папирус, лен, мак, финики и др.), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, сода, ярь-медянка, алебастр, глина, селитра, свинец), вещества животного происхожде­ния (обработанные части тела, кровь, молоко и экскременты различных живот­ных - червей, мышей, кротов, свиней, ослов, коз и т.п.). Лекарства составлялись по очень сложным рецептам обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. В одно из лекарств входило до 37 различных составных частей. В медицинском папирусе Эберса, являющимся своего рода справочником для врачей-практиков, помимо различных рецептов и диагностических указаний впервые в истории излагаются мысли о проблемах жизни, здоровья и смерти, дается тео­ретическое осмысление физиологии человеческого организма. Здесь упомина­ются различные лихорадки, дизентерия, кровотечения, водянка, отеки, заболе­вания, вызываемые глистами, болезни сердца, аневризмы, болезни печени, диа­бет, непроходимость кишечника, большое число желудочных заболеваний и болезней дыхательных путей, ожоги, волдыри, язвы, болезни уха, горла, носа, языка, зубов, глаз, женские болезни, гонорея, импотенция. Следует отметить, что ряд древнеегипетских лекарств и в наши дни вполне целесообразны. Боль­шого развития достигла хирургия. В одной гробнице Древнего царства сохра­нились изображения различных операций на конечностях. В хирургическом тексте описываются повреждения различных частей тела: черепа, подбородка, ушей, губ, горла, гортани, ключиц, плеч, грудной клетки, позвоночника. Дос­тижения древнеегипетской медицины были широко заимствованы другими на­родами.