Библиотека

Блоги

Религия и философия - Культура Древности и Средневековья: учебное пособие, Лысак И.В.

Религия и философия

Древнейшая известная нам религия Индии - ведийская. Это религия ари­ев, название которой происходит от названия священных книг - вед. Веды яв­ляются практически единственным источником сведений об этой религии, так как храмов, изображений богов в древнейший период не существовало, жерт­воприношения отправлялись на открытом месте.

Веды представляют собой сборники гимнов (самхит), древнейшие из которых относятся ко II тыс. до н.э. В течение многих столетий они существо­вали в устной форме и должны были заучиваться наизусть.

Согласно традиции, выделяют четыре древнейших веды: Ригведа, Сама-веда, Яджурведа и Атхарваведа. Наиболее древней и почитаемой является Риг-веда, состоящая из десяти книг - мандал («кругов») - и содержащая 1028 гим­нов. Гимны представляют собой обращение к богам с какой-то просьбой от мо­лящегося: боги восхваляются, в гимнах рассказывается об их подвигах и могу­ществе. Чтобы бог принял гимн, он должен быть правильно произнесен: со всеми нужными интонациями, паузами, поэтому возникает вторая веда - Сама-веда. В ней повторяются ригведийские гимны, но с указаниями о том, как их правильно исполнять. Для того чтобы произнесение гимна оказалось эффек­тивным, оно должно сопровождаться жертвоприношением, а точнее, включать­ся в структуру церемонии жертвоприношения. Ведийский ритуал описывается в Яджурведе. Таким образом, первые три веды тесно связаны между собой. Не­сколько особняком стоит Атхарваведа, представляющая собой сборник заго­воров и заклинаний.

Ведийская религия политеистична, в ней 33 основных бога, иногда в текстах упоминаются 3339 богов. Важнейшими богами являются Индра - бог дождя и грома, вызывающий дождь и прекращающий засуху; Агни - бог свя­щенного огня, доставляющий другим богам жертвоприношения; Сома - бог священного пьянящего напитка для ритуального использования, действие кото­рого дарует бессмертие и возносит к небесам, Сома отождествляется с Луной; Марута - бог бури; Ваю и Вата - боги ветра; Рудра - бог грозы, грома и мол­нии. Солнце почиталось как Митра (благотворно действующее Солнце), Са-витри (оживляющее Солнце), Сурья (светоносное Солнце), Пушан (кормящее Солнце). Позднее появляются более абстрактные божества: Шраддха - вера, Манью - гнев. В Ведах почти нет описания физического облика и характерных атрибутов богов. Божество, к которому обращен гимн, называется самым мо­гущественным (возможно, это связано с представлением о том, что все боги яв­ляются проявлением единого божественного принципа). В середине I тыс. до н.э. на первый план в ведийском пантеоне выступает триада богов: Брахма -творец мира, Шива - разрушитель мира, Вишну - хранитель мира.

Уже в ранневедийский период возникают зачатки философии. Так, в Риг-веде имеются представления о мире как о достойном месте, лестнице в совер­шенствовании человеческой души, однако учение о переселении душ пока не развито.

В I тыс. до н. э. создаются следующие Веды:

• Брахманы - сборник ритуальных текстов, прозаический комментарий к Ве­дам;

• Араньяки («лесные книги») - правила поведения для аскетов-отшельников;

• Упанишады («сидеть около учителя») - религиозно-философские трактаты, по форме представляющие собой диалог учителя с учеником. В них домини­рует проблема первопричины, первоначала бытия, указывается, что сущест­вует духовное начало - Брахман или Атман, реже Пуруша. Брахман и Ат-ман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляет­ся для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман - души. Брахман - это духовный абсолют, бог-творец. Во многих текстах утверждается тройствен­ная природа Брахмана-Атмана, символизируемая священным символом аум. В Упанишадах высказаны концепции переселения душ (самсара) и воздая­ния за прошлые деяния (карма).

По представлениям древних индийцев, сохраняющимся и в современном индуизме, тело смертно, а душа вечна, после смерти тела она переселяется в другое тело, а в какое именно - зависит от поведения человека в прошлой жиз­ни. Душа добродетельного возрождается среди более высоких существ, грехов­ного - среди низших. Это закон воздаяния - карма, и те, кто накопил религиоз­ную заслугу, в следующий раз рождались в более высокой варне, грешники - в более низкой. Закон перерождения не ограничивался только человеческим об­ществом. За грехи человек мог родиться животным, червем, насекомым, а на­градой за праведность служило рождение божеством. Таким образом, и сами боги не были свободны от круговорота перерождений и воздаяния - кармы.

Согласно ведийской религии, поведение человека определяется нравст­венным законом дхармы1, предписывающим соблюдать установленные для ка­ждой варны обязанности.

К началу нашей эры ведийская религия трансформировалась в индуизм, который в настоящее время является религией большей части населения Индии.

Основу индуизма составили архаические верования многочисленных на­родов Древней Индии: культы деревьев, гор, водоемов, животных, таких, как змея, корова, обезьяна, слон. И поныне в индуизме огромную роль играет по­клонение богине-матери, восходящее к глубокой древности. В то же время для индуизма характерно признание триединства равных по значимости богов -Брахмы (бога-творца), Вишну (бога-хранителя) и Шивы (бога-разрушителя) -

Дхарма - вечная истина, управляющая всем миром, священный закон.

тримурти (санскр. «трехликий»)1. Для многих индуистов верховным божест­вом является Вишну, который может воплощаться в облике животного (вепря, рыбы, черепахи) или человека (обычно в образе темнокожего царя и пастуха Кришны). Изображается Вишну обычно в царской короне, порою возлежащим на мировом змее. Другие индуисты полагают, что верховным богом является Шива, изображаемый в виде аскета, увешанного черепами, или танцора. Часто сопровождает Шиву посвященный ему священный бык. Таким образом, индуи-сты разделяются на почитателей Вишну (вишнуитов) и почитателей Шивы (шиваитов), однако принципиальных расхождений между ними не было. Ос­новное различие сводится лишь к тому, кого из двух великих богов считать главным. Для вишнуизма характерно также учение об аватарах («нисхождени­ях») в мир Вишну. Под аватарами понимается воплощение божества в смерт­ные существа ради спасения мира. Всего было десять аватар. Наиболее значи­тельные из них восьмая, когда Вишну принял облик Кришны, и девятая, в ко­торой Вишну принял облик Будды.

Священными текстами индуизма продолжают считаться Веды, но факти­чески гораздо большее значение приобретает эпические поэмы и так называе­мые Пураны («сказания о древности»), включающие колоссальное количество мифов. В отличие от Вед эти произведения не содержатся в тайне, они доступ­ны для всех.

В индуизме развилось храмовое богослужение. Важнейшей частью праздничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во гла­ве которых несли изображение божества. Особый ритуал почитания божества включал надевание на его изображение цветочных гирлянд, курение благово­ний, зажигание светильников. Эти действия часто сопровождались танцами, музыкой, пением эпических поэм. Помимо жрецов, при храмах жили танцов­щицы, музыканты и разного рода обслуживающий персонал.

Для индуистской этики характерна проповедь беспредельного терпения, ибо каждому человеку надлежит следовать тому порядку жизни, который при­нят в его местности, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют ему обычаи его религии. Согласно индуизму, общение должно быть ограничено своим социальным кругом, поэтому запрещались браки и совместное принятие пищи между членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Убиение животных, в особенности коров, считалось страшным грехом. Распространя­лись обычаи заключения браков в детском возрасте (преимущественно для не­весты: порою жених не вел невесту вокруг алтаря, а нес ее, так как она еще не умела ходить). Осуждались браки вдов (даже если девочка, овдовела фактиче­ски и не став женой), наиболее благочестивым делом считалось самосожжение вдовы на погребальном костре мужа. Семьи и отдельные лица, особенно из высших каст, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались само­му страшному наказанию - изгнанию из касты. Освященная религией индуиз-

Несмотря на сходство с христианской Троицей, тримурти не является монотеистической концепцией «триединого бога». В более поздней индуистской традиции Шива может сам представлять три аспекта тримурти.

ма, кастовая система обеспечивала устойчивость общества, но она же придава­ла ему чрезвычайно консервативный характер.

Середина I тыс. до н.э. ознаменовалась появлением в Индии новых рели­гиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, впоследствии превра­тившийся в первую мировую религию. Возникновение буддизма традиция свя­зывает с индийским принцем Сиддхартха Гаутама, жившим, согласно преда­нию, в 629-544 гг. до н.э. Мысль о страдании живых существ обратила его к подвижничеству. После долгих странствий в Магадхе, в тени смоковницы, на него низошло просветление и Сиддхартха стал Просветленным (Буддой). В Оленьем парке близ старинного города Варанаси он произнес свою первую проповедь о дхарме, изложив основы учения. Слава о нем распространилась, и к моменту кончины Будда был окружен многочисленными учениками. В по­следующей канонической литературе основоположник буддизма может фигу­рировать под тридцатью разными именами и эпитетами, каждый из которых отражает черты и свойства его личности: Шакьямуни (досл. «мудрец из племе­ни шакья»), Татхагата (досл. «так приходящий-уходящий», Бхагаван (досл. «торжествующий»). Самым распространенным и известным из них является эпитет Будда (досл. «просветленный»). Буддизм признает существование мно­жественности будд как личностей, обладающих наивысшим совершенством и степенью просветленности. По одним версиям, до Будды Гаутамы на земле пребывали 6 будд, по другим - 24 и даже тысяча будд. Одновременно полагает­ся, что, прежде чем появиться в мире людей в облике Сиддхартхи, Будда Гау-тама прошел через 550 перерождений, включая рождения в облике животных, птиц, рыб и даже земноводных.

Буддизм является антропоцентрическим вероучением, дающим целост­ную и стройную систему доктринальных положений, религиозных установок и психотехнических практик, направленных на теоретическое обоснование и реа­лизацию пути достижения строго индивидуального спасения. Целью и идеалом буддизма провозглашается выход личности из круга новых смертей и рожде­ний, в котором статус живого существа определяется соотношением положи­тельной и отрицательной активности в предыдущих существованиях, и дости­жение ею особого состояния, называемого нирваной (досл. «угасание»). Под этим состоянием понимается особая форма внеличностного бытия, которая предполагает полное освобождение личности от умственной и эмоциональной деятельности и от внешней оболочки. Достижение этих целей и идеалов мыс­лится как длительный и сложный путь «духовного делания», включающий в себя строгое следование этическим нормативам: воздержание от телесных (убийства, воровства, ненормативного сексуального поведения), словесных (лжи, клеветы, оскорбительных речей и суесловия) и ментальных (жажды к чувственным наслаждениям, материальным ценностям и плотским удовольст­виям) прегрешений, отказ от мирских благ и наслаждений, овладение Учением и медитативными техниками (йогическими практиками). Всего такой путь под­разделяется на 5 этапов, состоящих из 52-х ступеней, достигнув каждой из ко­торых, личность переходит в новое качественное состояние, приближающее ее к нирване.

Особенность буддизма заключается в том, что это религия без бога. Здесь не было бога-творца, хотя неоднократно в буддийских текстах упоминаются божества - сверхъестественные существа, которые способны оказывать помощь людям в их земном существовании. Но в достижении нирваны эти боги не спо собны помочь, как не способны и повредить. Если жрецы-брахманы выступали в роли посредников для людей в их общении с богами, то в деле спасения, со гласно представлениям раннего буддизма, помощников быть не может. Внеш няя обрядность оказывается бесполезной, а кровавые жертвоприношения даже греховны, так как в буддизме распространяется идея не причинения вреда жи вым существам. Также религиозное освобождение не ставилось в зависимость от социального положения человека. Для достижения спасения считалось необ ходимым отказаться от мирской жизни - от собственности и семьи, традицион ных внешних уз и душевных привязанностей. Последователи Будды именова лись бхикшу, то есть «нищие». Четыре месяца в году, в сезон дождей, они про водили в пещерах, а впоследствии - в специально построенных монастырях. Бхикшу составляли монашескую общину - сангху.

В первоначальном буддизме не было традиции изображать Учителя, ве рующие поклонялись символам Будды. Некоторые из этих предметов значи тельно древнее самого буддизма. Почитание смоковницы (под которой Сидд-хартха достиг просветления), например, очевидно восходит к древнему культу деревьев. Колесо, старинный символ Солнца и царской власти, в буддизме ста ло олицетворением Учения (сама буддийская проповедь именовалась «поворо том колеса дхармы»). Основным культовым сооружением являлась ступа -искусственный, облицованный камнем и огражденный холм, насыпанный над какой-либо реликвией Будды (волос Будды, зуб Будды и т. п.).

В IV в. до н. э. индо-буддийская община раскололась на многочисленные школы и секты, из которых одной из ведущих стала школа тхеравады, отли чающаяся консервативностью и ортодоксальностью. В дальнейшем центр этой школы перемесился из Индии в сопредельные с ней страны Юго-Восточной Азии, где в I в. до н.э. на о. Шри-Ланка был создан буддийский канон «Т(р)ипитака» (досл. «три корзины»), составленный из перевода санскритских текстов на палийский язык. В I-III вв. произошло новое разделение буддизма на два магистральных направления - Хинаяну и Махаяну. Отличительными при знаками Хинаяны (досл. «малая колесница») являются, во-первых, восприятие Будды не как божественного или сверхъестественного существа, а как Учителя, нашедшего благодаря собственным трудам путь к спасению и указавшего его людям; во-вторых, ориентация на достижение личной нирваны, в результате чего религиозным идеалом здесь выступают высшие буддийские личности, оп ределяемые как пратъека-будда (досл. «обособленно-просветленный») и ар-хат (досл. «достойный»); в-третьих, утверждение о возможности достижения религиозных идеалов исключительно монашествующими (членами буддийской монашеской общины - сангхи). Махаяна (досл. «большая колесница»), напро тив, утверждает, что состояние Будды достижимо и для мирских приверженцев Учения (упасака) в случае их благочестия, мудрости и неуклонного следования буддийским установкам. Ее идеалом является бодхисаттва (досл. «пробуж­денное существо» или «существо, стремящееся к просветлению»), то есть лич­ность, достигшая состояния Будды, но отказавшаяся от вступления в нирвану во имя спасения всех живых существ. Главные качества бодхисаттвы - премуд­рость (праджня), то есть способность постигать истинную реальность, и вели­кое сострадание (каруна), выражающееся в готовности и умении наставлять на путь спасения различные типы живых существ. Меняется и отношение к само­му Будде. Появляются его изображения, посвященные ему храмы, развиваются идеи о конце света и пришествии Будды-Спасителя.

На основе изложенных религиозных учений в Индии складывается ряд философских школ. По традиции религиозно-философские школы Древней Ин­дии подразделяют на ортодоксальные, то есть признающие авторитет Вед, и неортодоксальные. К ортодоксальным относятся веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога и вайшешика, к неортодоксальным - джайнизм, буддизм и чарва-ка-локаята.

Школа веданты вырастает из положений последней части Вед - Упани-шад. Крупнейший ее представитель - философ Шанкара (различные исследо­ватели указывают в качестве времени его жизни промежуток от V в до н.э. до IX в. н.э.). Суть учения веданты в том, что все есть Бог. Душа есть Бог. Бог -единственная предельная реальность. Бог сотворил мир посредством магиче­ской реальности, называемой майя. Мир - это иллюзия, которую вызывает в людях майя. Необходимо различать иллюзии (майя) и реальное бытие, постичь которое можно только с помощью истинного знания - постижения Брахмана.

Миманса была основана Джаймини примерно в 200 г. до н.э. Ее задача -продолжить традиции Вед, объяснить ведийский ритуал, который помогает че­ловеку облегчить карму. Философы данной школы признают реальность мате­риального мира, а также бессмертной души и богов, но отрицают верховного бога, сотворившего мир. Они считают закон кармы универсальным, учат об особой потенциальной энергии, которая возникает при выполнении ритуалов, накапливается и благоприятно проявляет себя в будущем.

Основателем школы санкхья считается мудрец Капила (VII в. до н.э.). Он учил, что существуют две независимые первичные реальности: пуруша - ра­зумное начало, вечное сознание и пракрити - первичная материя, основа всех имеющихся материальных вещей. Сначала пракрити существовало в аморфной, нерасчлененной форме, а его превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов (гун): раджас (стремление), та мае (тьма), саттва (ясность). Гуны вызывают удовольствие, страдание, безразличие, а также активность и пассив­ность. Эволюция мира начинается с соединения двух первоначал, в результате чего возникает великий зародыш Вселенной - махат, обладающий интеллек­том, который дальше развивает мир. Затем возникает 25 вещественных и ду­ховных элементов-начал. Человеческое «я» свободно и бессмертно, но под влиянием незнания оно смешивает себя с телом, в результате чего возникают горести и страдания. Если человек будет стремиться освободиться от телесного, от мирской суеты, то он сможет освободиться от страданий, обрести свободу и покой.

Школа ньяя была основана Готамой (II в. до н.э.). Он учил, что Бог со­творил мир не из ничего, а из вечных атомов, пространства и времени, эфира, ума и души. Существование Бога Готама доказывал следующим образом. Все на свете имеет причину, следовательно, и мир имеет причину - Бога. Все вещи мира состоят из частей, но не из целого, значит, где-то есть целое этих частей -Бог. Данная школа имела развитую теорию познания, опирающуюся на законы формальной логики и исходящую из признания равного значения эмпирических и рациональных источников познания.

Основателем йоги считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). В систе­ме йоги вера в Бога рассматривается как элемент теоретического мировоззре­ния и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. Философская система йоги - санкхья-йога - дает методику выработ­ки медитационного сознания, рекомендуя медитацию на образ Бога. Медитация при успешном овладении ею приводит к состоянию самадхи (состояние полной интраверсии, достигаемое после целого ряда физических и психологических упражнений в сосредоточенности). Практика йоги - это индивидуальный путь спасения. Она предназначена для достижения контроля над чувствами и мыс­лями.

Вайшешика - древнеиндийская материалистическая школа, основанная мудрецом Канадой                      вв. до н.э.). Согласно вайшешике, мир состоит из

субстанции, качества, действия, всеобщности, особенности и небытия. Сущест­вует девять видов субстанции: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, про­странство, душа, ум. Первые четыре субстанции состоят из невидимых и неде­лимых первочастиц. Ум и душа - вечные субстанции. Индивидуальная душа создается умом индивида. Есть верховная душа, или Бог - Творец всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов. Все действия атомов восходят к воле Бога. Бог перемешивает атомы по закону кармы.

Чарвака-локаята - материалистическое философское учение, основан­ное в середине I тыс. до н.э. полулегендарным мудрецом Брихаспати. Отвер­гая авторитет Вед, чарвака-локаята считает истинным постигаемое лишь непо­средственным восприятием. Данное учение отрицает существование другого мира, кроме материального, называемого лока, единственной реальностью счи­тается материя, а основной целью человеческого существования - достижение наслаждения.

Джайнизм возник в Индии в VI в. до н.э. Его основателем считается Вардхамана, кшатрий по касте, впоследствии получивший прозвища Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель»), ибо сумел победить карму и уст­ранить препятствия, стоявшие на пути религиозного спасения. Основное со­держание философии джайнизма - этика, учение об освобождении человека от страстей. Целью джайнизма является достижение такого образа жизни, при ко­тором возможно это освобождение. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна, поскольку душа склонна отождествлять себя с телом, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе и воз­можности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя про­шлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. Только знание, прежде всего духовное, способно освободить душу от связанностей, от материи. Знание передается ду­ховными учителями, которые победили (отсюда - Джина-Победитель) собст­венные страсти и способны научить этому других людей. Знание - это не толь­ко послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Цель уче­ния джайнизма - «освобождение», оно должно привести к полной несвязанно­сти материей, что достигается с помощью аскетизма.