Библиотека

Блоги

От полиса - к империи: эволюция государственного устройства и политических принципов Древнего Рима - Культура Древности и Средневековья: учебное пособие, Лысак И.В.

Тема 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

От полиса - к империи: эволюция государственного устройства и политических принципов Древнего Рима

Понятие «Древний Рим» многозначно. Им обозначают древний город или раннее поселение, родовую общину в древней Италии, позднее - государ­ство, подчинившее себе земли всего Апеннинского полуострова, а еще позднее - крупнейшее рабовладельческое государство, в которое входили часть Европы, Египет, Малая Азия, Сирия, Средиземноморское побережье Африки. Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она про­должала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоя­тельное явление.

В истории Древнего Рима выделяют следующие периоды:

1) царский - с 753 по 510 (509) гг. до н.э.;

2) республиканский - с 510 (509) по 27 гг. до н.э.;

3) имперский - с 27 г. до н.э. по 476 г. н.э.

Как свидетельствует легенда, город Рим был основан в 753 г. до н.э. Его основателями считаются братья-близнецы Ромул и Рем, вскормленные, по пре­данию, волчицей и воспитанные пастухом. Согласно археологическим данным, основание Рима можно отнести примерно к Х в. до н.э.

Вначале Рим являлся поселением родовой общины. Его население со­стояло из полноправных патрициев, плебеев и клиентов, не входивших в ро­довую организацию, и рабов. Полноправные граждане Рима подразделялись на три трибы, представлявшие три этнических элемента в городе: латинский, са­бинский и этрусский. Трибы включали в себя по 10 курий (объединений ро­дов), а курии - по 10 родов. Таким образом, свободное население Рима насчи­тывало первоначально 300 родов, и только члены этих родов были полноправ­ными гражданами - патрициями.

Во главе Рима стоял рекс - царь, избиравшийся на общем собрании. На­ряду с царем, общиной управляли совет старейшин - сенат, состоявший пер­воначально из 100, позднее из 300 членов, и куриатные комиции - собрания представителей курий. Царь был верховным военачальником, жрецом и судьей, при необходимости ему помогали квесторы - должностные лица, осуществ­ляющие суд по делам об убийствах. Согласно античному преданию, Римом по­очередно правили семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. Последний был изгнан римлянами в 510 (509) г. до н.э.

Кроме патрициев в Риме, как уже было сказано, существовали две другие категории свободного населения: клиенты и плебеи. Происхождение этих групп не совсем ясно историкам. Возможно, плебеи были выходцами из сосед­них с Римом общин и потому не входили в состав римских родов и курий. Пле­беи сохраняли личную свободу, но не имели политических прав и права всту­пать в брак с представителями патрицианских родов. Занятиями плебеев было сельское хозяйство, ремесло и торговля. Права владеть землей они также не имели. Некоторые из плебеев отдавали себя под покровительство патрициев, становясь клиентами. Покровитель (патронус), защищал клиентов в суде, опекал его. Клиент же обязан был хранить ему верность и оказывать различные услуги. Между патрициями и плебеями с самого начала были трения. Смягчить их призвана была политическая реформа, которую римские историки приписы­вают царю Сервию Туллию. Их суть сводилась к следующему.

1. Помимо патрициев, в состав «римского народа» были включены плебеи, они были допущены к участию в народном собрании.

2. Учреждались четыре новые территориальные трибы, бывшие лишь ад­министративными округами.

3. По имущественному признаку все граждане разделялись на шесть разрядов, в соответствии с которыми распределялась воинская повинность.

4. Создавались центуриатные комиции - народные собрания, собираемые по военно-политическим подразделениям (центуриям), к которым перешли та­кие важные полномочия куриатных комиций, как принятие законов и изби-рание должностных лиц.

Однако реальная власть сохранилась в руках старых патрицианских ро­дов, обладавших наибольшим количеством земли, входивших в первый имуще­ственный разряд и составлявших большинство в центуриатных комициях.

В 510 (509) г. до н.э., после изгнания Тарквиния Гордого, в Риме устанав­ливается республиканский строй. В раннереспубликанский период Рим был полисом - гражданской общиной, состоящей из свободных. В V—IV вв. до н.э. римскую республику можно назвать патрицианской, так как все должностные лица избирались только из патрициев. К концу IV в. до н.э. плебеи добились политических прав, и в III в. до н.э. деление римского общества на патрициев и плебеев потеряло политическое значение.

В V-IV вв. до н.э. оформляется государственный строй ранней Римской республики. Верховным носителем государственной власти являлся римский народ. Основными органами власти были:

• комиции;

• магистратуры;

•  сенат.

В раннереспубликанский период существовало три вида комиций (на­родных собраний).

1. Куриатные - древнейший вид народных собраний по 30-ти родовым кури­ям. Они обладали формальным правом вручения исполнительной власти ма­гистратам (должностным лицам) и решали некоторые вопросы семейных отношений.

2. Центуриатные - народные собрания, собиравшиеся по военно-политическим подразделениям (центуриям). Они выбирали высших должно­стных лиц: консулов, преторов, цензоров, решали вопросы войны и мира, разбирали уголовные дела.

3. Трибутные - народные собрания, собиравшиеся по трибам - территори­альным округам, на которые делилось Римское государство. Они избирали низших должностных лиц, принимали законы.

В отличие от Греции, народные собрания в Риме не имели права законо­дательной инициативы. Правом созыва комиций обладали только магистраты.

Исполнительная власть в Римской республике принадлежала магистра­там - должностным лицам, избиравшимся комициями на год. Магистратуры делились на ординарные (постоянные) и экстраординарные (чрезвычайные).

К ординарным магистратурам относились:

1. Два консула - два высших магистрата. До 367 г. до н.э. избирались только из патрициев. С 367 г. до н.э. один из консулов обязательно избирался из плебеев. Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, назы­ваемой империем. Они созывали комиции и сенат и исполняли их решения, руководили выборами других магистратов, набирали войско и командовали им. Власть консулов была коллегиальной: один из них мог наложить вето на решение другого.

2. Преторы - высшие магистраты, ведавшие судопроизводством. Должность претора была учреждена в 366 г. до н.э. С 247 г. до н.э. избиралось два прето­ра: городской претор, разбиравший судебные дела среди граждан, и претор перегрин, разбиравший судебные дела между гражданами и негражданами (перегринами). В I в. до н.э. количество преторов возросло до восьми; кроме судопроизводства, они управляли провинциями.

3. Два цензора - высшие магистраты, проводившие переписи граждан, пере­сматривавшие списки членов сената, наблюдавшие за поступлением налогов, дававшие на откуп государственные доходы, надзиравшие за поведением и нравами граждан. С 434 г. до н.э. избирались раз в 5 лет на 18 месяцев.

4. Народные трибуны - римские магистраты, избиравшиеся с 494 г. до н.э. только из плебеев как защитники их интересов перед патрициями. С 457 г. до н. э. число народных трибунов было доведено до десяти. Они имели право со­бирать трибутные комиции и вносить в них законопроекты. Народные три­буны обладали правом вето - правом приостанавливать действия и решения магистратов и опротестовывать мнения сената. Особа трибуна считалась священной и неприкосновенной, насилие над его личностью приравнивалось к религиозным преступлениям.

5. Квесторы - низшие из ординарных магистратур. Они заведовали казной, вели финансовые книги доходов и расходов, сопровождали консулов в воен­ных походах, ведали продажей пленных и учетом военной добычи.

6. Эдилы - низшие магистраты, ведавшие благоустройством города Рима. Они организовывали общественные празднества, контролировали снабжение городов продовольствием и охрану порядка в городе.

Экстраординарные магистратуры

1. Диктатор - единоличный носитель неограниченной власти, назначавшийся по рекомендации сената в чрезвычайных ситуациях на срок не более шести месяцев.

2. Начальник конницы - заместитель диктатора, который назначался им са­мим и выполнял все его поручения.

3. Интеррекс - сенатор, назначаемый сенатом для исполнения обязанностей консулов, если те погибли в битве или умерли естественной смертью. Он на­значался по жребию на 5 дней, после чего слагал свои полномочия, на его место избирался другой интеррекс, и так продолжалось до того момента, ко­гда назначался диктатор или обычным порядком избирались консулы.

4. Децемвиры - коллегия из десяти человек, которая назначалась для выполне­ния каких-либо дел (например, для написания законов). Так, в 451 г. до н.э. была назначена сенатом коллегия децемвиров для написания «Законов XII таблиц».

Важнейшим органом государственной власти в Римской республике яв­лялся сенат. Первоначально сенат состоял из 300, в конце I в. до н.э. - из 600 человек. Сенат комплектовался главным образом из выслуживших свой срок высших римских магистратов. Раз в 5 лет список сенаторов обновлялся цензо­рами. На заседаниях сената обсуждались все важнейшие вопросы государст­венной жизни, в том числе проекты законов, которые затем выносились на го­лосование комиций. Сенат утверждал постановления комиций, руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, наблюдал за религиозным культом, определял сроки набора воинов, контингент войска, полномочия военачальников. Сенат оформлял свои решения в форме сенатус-консультов, которыми руководствовались магистраты, хотя они не имели за­конодательной силы.

Республиканский период истории Древнего Рима характеризуется почти непрерывными войнами. Территория, которой владел Рим, все время увеличи­валась, а его могущество росло. К 265 г. до н.э. Римом был завоеван весь Апен­нинский полуостров, находившиеся на нем греческие полисы были подчинены Риму. Затем Рим подчиняет западное и восточное Средиземноморье. Следстви­ем военных успехов Рима, захвата новых территорий явилось резкое увеличе­ние числа рабов.

Постоянные военные действия привели к тому, что в Риме значительно возросла роль армии и ее руководителей. В 60 г. до н.э. образовался союз трех крупных военных и государственных деятелей: Красса, Помпея и Цезаря, из­вестный в истории под названием первого триумвирата, фактически обладав­шего верховной властью. Входивший в состав триумвирата Гай Юлий Цезарь

(102 или 100-44 гг. до н.э.) был самым известным полководцем Древнего Рима, высокообразованным человеком, талантливым писателем и оратором, выдаю­щимся государственным деятелем. В 58-51 гг. до н.э. войска Рима, возглавляе­мые Цезарем, захватили всю Трансальпийскую Галлию - территорию, на кото­рой в настоящее время размещаются большая часть Франции, Бельгия, Люк­сембург, часть Швейцарии и Голландия. Захват Трансальпийской Галлии при­нес Риму огромные богатства, в плен было взято несколько сотен тысяч чело­век. Все это принесло славу Цезарю, способствовало росту его популярности, он стал пожизненным диктатором, носившим титул «император»[4] и «отец оте­чества». Хотя Цезарь и сохранил традиционные республиканские атрибуты власти, но это имело в основном формальный характер. Явное стремление Це­заря к диктатуре и монархии не устраивало его политических противников. Против него был организован заговор, и 15 марта 44 г. до н.э. Цезарь был убит.

После смерти Цезаря в Риме велись ожесточенные гражданские войны, закончившиеся победой Октавиана, получившего впоследствии прозвище Ав­густ («священный», «величественный»). 13 января 27г. до н.э. Октавиан про­вел реформу, ставшую основой правового оформления императорской вла­сти. Эта дата считается началом имперского периода в истории Древнего Ри­ма. Установившаяся при Октавиане система власти получила название принци­пат . На заседании сената он заявил о восстановлении республики и передаче власти сенату и народу. Разумеется, его отказ от власти был формальным. По­сле этого Октавиан получил проконсульский империй (высшую военную и гражданскую власть) над большей частью Галлии и Испании, а также над Си­рией и Египтом. В этих провинциях стояли почти все легионы, так что Октави-ан фактически оказался командующим армией. Остальные провинции фор­мально управлялись сенатом. Кроме того, с 31 г. до н.э. Октавиан бессменно оставался консулом, а с 36 г. до н.э. имел элементы трибунской власти, давав­шие право вето и контроль над коллегией трибунов.

2 Принципат - форма правления в Древнем Риме с 27 г. до н.э. по 193 г. н.э., при которой формально сохранялись республиканские учреждения, но реально вся власть принадлежала принцепсу - первому сенатору.

Сочетание проконсульского империя и трибунской власти стало пра­вовой основой власти римских императоров. Август был главой или членом всех основных жреческих коллегий, а с 12 г. до н.э. стал верховным понтифи­ком, главным жрецом Рима. Наконец, Октавиан Август являлся первым сенато­ром. Кроме юридического фактора, власть Августа имела сильную морально-политическую основу. Авторитет принцепса был велик: с ним связывали окон­чание гражданских войн, реставрацию государства и поддержание римского мира, поэтому вокруг Августа быстро возникли элементы культа.

Одновременно с чрезвычайным усилением позиций Октавиана Августа в Риме существовала и республиканская политическая система. Продолжали дей­ствовать сенат, магистраты, и народные собрания. Комиции принимали законы и выбирали магистратов. Вместе с тем, народное собрание было послушно принцепсу. Август имел в руках вооруженную силу и контролировал матери­альное снабжение Рима.

Отношения Августа с сенатом были достаточно гибкими: провинции бы­ли разделены между принцепсом и сенатом, практически вся армия находилась в императорских провинциях, но ею командовали лица сенаторского ранга. Обе власти могли издавать законы: сенат издавал сенатусконсульты, а император - эдикты и декреты. Дуализм был и в финансовом отношении: наряду с обще­государственной казной (эрарием), появилась императорская казна - фиск. Ав­густ монополизировал контроль за составом сената: число сенаторов сократи­лось с 1000 до 600, пребывание в сенате и продвижение теперь зависели от принцепса, который также имел права рекомендации и отвода кандидатов на выборах.

Эпоха Августа стала временем становления армии принципата, которая делилась на легионы и вспомогательные войска. Легионы были основой боевых сил империи. Каждый из них составлял 5-6 тыс. человек. Всего в армии прин­ципата было 25-27 легионов, стоявших на границах. Легионы набирались из римских граждан, при Августе они имели постоянный состав и постоянных ко­мандиров, постоянную нумерацию и дислокацию. Второй элемент римской мощи составляли вспомогательные войска, обычно делившиеся на когорты пехоты и алы конницы. Общая их численность примерно равнялась численно­сти легионов. Вспомогательные войска формировались из провинциалов. Флот состоял из нескольких эскадр.

Принципат Августа заложил основы системы принципата и положил начало превращению Рима в средиземноморскую монархию. Главными итога­ми деятельности Октавиана стали учреждение постоянной императорской вла­сти и ее опоры - профессиональной армии, а также начало создания внесенат-ского аппарата управления и нового отношения Рима и провинций. Вместе с тем, на первом этапе принципат сохранял сильную связь с республиканской традицией, правом и идеологией, что вело к политическому дуализму.

Во II в. н. э. Римская империя обладала наибольшей за все время сущест­вования Древнего Рима территорией. В ее состав входили земли Европы, зани­маемые в настоящее время Испанией, Португалией, Францией, Англией (терри­тория Шотландии не входила в состав империи), Италией, Бельгией, Швейца­рией, Австрией, Грецией и частично некоторыми другими странами, вся полоса земель южного Средиземноморья включая территории современного Египта, земли современной Турции, а также Месопотамия и Армения.

Период 193-284 гг. часто именуется историками временем кризиса III в. По существу, это был кризис рабовладельческого строя. Владение землей все более переходило к провинциальной знати, а основной рабочей силой станови­лись колоны - мелкие арендаторы земли. Начинало преобладать натуральное сельское хозяйство. Кроме того, в Империи отсутствовало национальное един­ство. В это же время начинается вторжение варваров в пределы империи.

В конце III в. разные слои господствующего класса Римской империи, напуганные экономическим кризисом и вторжениями варваров, временно спла­чиваются вокруг императора власти. Правивший в это время император Диок­летиан (284-305) создал новую форму правления - доминат. Ее название происходит от слова dominus - «господин», как приказал именовать себя Диок­летиан. Фактически уже с начала III в. принципат сменился военной монархией, но формально считалось, что он сохранялся. Диоклетиан же покончил с этим: императорская власть обожествлялась и приобрела откровенно монархический характер, при дворе был введен пышный и сложный церемониал по примеру персидского двора, а все граждане империи стали считаться подданными импе­ратора. Так как одному правителю невозможно было охватить своим надзором всю империю, создавалась тетрархия (четверовластие). Для удобства управ­ления Диоклетиан разделил Римскую империю на западную и восточную по­ловины. Себе он взял восточную половину и сделал своей резиденцией город Никомедию на северо-западном побережье Малой Азии, а своему соправителю Максимилиану поручил управление западной половиной Италии с резиденцией в Медиолане (современный Милан) в северной Италии. Диоклетиан и Макси­милиан приняли титулы августов. Каждый август получил себе помощника, который стал называться цезарем. Предполагалось, что тетрархия обеспечит централизацию власти и в то же время оперативность управления.

В 297 г. вся империя была разделена на 12 диоцезов, которые, в свою очередь, делились на провинции. Каждой провинцией руководил наместник, опиравшийся на свой бюрократический аппарат. Важнейшей функцией намест­ников стал сбор налогов. Диоклетиан провел также военную реформу. Чтобы увеличить численность армии, он обязал всех крупных землевладельцев по­ставлять рекрутов из числа обитателей их поместий. На военную службу все чаще принимали отряды варваров. Увеличение армии и бюрократического ап­парата, содержание пышного императорского двора требовало больших средств, что привело к повышению налогов и росту народного недовольства. При Константине I (306-337) тетрархия была отменена, но деление импе­рии на диоцезы и провинции сохранилось. Основой административного деле­ния Константин сделал существовавшие еще при Диоклетиане префектуры: Восток, Иллирию, Италию и Галлию. Высшая гражданская власть в префектуре принадлежала префекту претория, которому подчинялись викарии диоцезов и президы провинций. Префекты подчинялись непосредственно императору. Военных функций они не имели, так как при Константине гражданская власть была окончательно отделена от военной. В 330 г. Константин перенес столи­цу из Италии на Восток. Это было вызвано тем, что в IV в. западная половина империи пришла в экономический упадок. Кроме того, навсегда покидая Рим, Константин подчеркивал разрыв со старыми политическими традициями и окончательно утверждал доминат, основанный на деспотической власти импе­ратора. Новой столицей Римской империи стал древний греческий город Ви-зантий, переименованный в Константинополь (ныне Стамбул).

В последующие десятилетия в империи усилилась коррупция государст­венного аппарата. Государственный аппарат превратился в мощную силу, огра­ничивавшую формально всесильную власть императора, и в V в. римские им­ператоры практически утратили контроль над огромным государством. В 476 г. Западная Римская империя пала под натиском варваров.