Библиотека

Блоги

Строительство, архитектура и скульптура - Культура Древности и Средневековья: учебное пособие, Лысак И.В.

Строительство, архитектура и скульптура

Римское строительство и архитектура различных периодов значительно различаются. В раннереспубликанский период частные жилища римлян были очень скромными. Они представляли собой дома с атрием. В атрии (лат. ater -«черный») разводили очаг, и потому это помещение было обычно черным от дыма. Свет поступал лишь через отверстие в крыше, крытой соломой. Позднее очаг из атрия убрали, а на его месте стали делать каменный бассейн для сбора воды, стекавшей с крыши через отверстие. Так из самой темной комнаты в доме атрий превратился в самую светлую и парадную. К атрию примыкал «табли-ниум» - деревянная, с дощатым полом терраса, служившая первоначально спальней.

Во II в. до н.э. центром Рима становится Римский форум (форум Рома-ниум) - центральная торговая и общественная площадь, ограниченная тремя холмами: Капитолием, Палатином, Квириналом. Форум застраивался постепен­но и приобрел асимметрический характер. В 184 г. до н.э. в Риме была соору­жена первая базилика (так называемая Базилика Порция) - большой крытый зал для собрания купцов, судебных заседаний, комиций. Примерно в это же время (70-е гг. II в. до н.э.) в Риме начинают исчезать дома, крытые соломой. Появляются мостовые, в строительстве общественных зданий стали применять вместо туфа желтоватый известняк и даже мрамор. В жилищном строительстве все заметнее становятся имущественные различия. На тесных улочках можно было встретить четырехэтажные, кое-как построенные доходные дома для ма­лоимущих. Богачи же строили себе дома по образцу греческих. В этот период в домах знати появляется перистиль - двор, обнесенный колоннадой, вокруг ко­торого были сосредоточены жилые помещения. В перистиле жила семья, а ат­рий служил для приемов. У греков римляне позаимствовали также такие части дома, как библиотека и «ойкос» (большой зал для приемов). Полы в домах зна­ти выполнялись из мраморной плитки или мозаики, потолки украшали золотом и слоновой костью, мебель часто изготавливалась из ценных пород дерева.

В I в. до н. э. в строительстве стали применять обожженный кирпич. Из него возводили каркас стен, а затем облицовывали его плитами из мягкого вул­канического туфа. В 80-е гг. до н.э. у подножия Капитолия было построено зда­ние государственного архива - Табуляриума, которое отличалось от построен­ных в греческом стиле. В нем была применена так называемая римская архи­тектурная ячейка - система, совмещающая два противоположных принципа перекрытия: архитравный (балочный) и сводчатый, воспринятый у этрусков. В Риме были построены каменный и большой деревянный театр с сидячими мес­тами для 80 тысяч зрителей. В I в. до н.э. в Риме возникали частные парки, в качестве облицовочного материала все чаще использовался мрамор.

Однако республиканский Рим с его узкими, шириной до 7 м, улочками, кирпичными многоэтажными доходными домами и тесным старым Форумом не мог сравниться с красивыми эллинистическими городами Востока, например Александрией Египетской. Юлий Цезарь и Октавиан Август стремились пре­вратить Рим в красивый, просторный, мраморный город. В Риме были построе­ны два новых, более просторных Форума - Форум Цезаря и Форум Августа, появились монументальные постройки на Марсовом поле, предназначенном для воинских и гимнастических упражнений, и триумфальные арки. В обиход вошла двухэтажная колоннада, впервые примененная при строительстве театра Марцелла. Приемники Августа продолжили его градостроительную политику. При Нероне в 50 г. н.э. архитектором Рабием в Риме был построен дворец, по­лучивший название золотого. Золотой дворец располагался на двух холмах, Палатине и Эсквилине. Это было грандиозное поместье, которое включало дворец, термы, акведуки, фонтаны, увеселительные павильоны, парки, большое озеро, рощи, виноградники, сады, украшенные многочисленными статуями. Внутреннее убранство дворца отличалось сказочным великолепием: вращаю­щийся потолок столовой был выложен пластинками слоновой кости, во время пира потолок раздвигался, и оттуда сыпались цветы. Однако дворец простоял недолго, он был почти целиком разрушен при Флавиях (69-96), и на его месте был возведен амфитеатр1 Флавиев, известный всему миру как Колизей. Ко­лизей представлял собой трехэтажное сооружение (позднее был добавлен чет­вертый этаж) со сложной системой коридоров, лестниц и вентиляционных от­верстий. Амфитеатр был рассчитан на 56 тысяч зрителей. До настоящего вре­мени сохранилась только часть сооружения.

Во времена императора Траяна (97-117) в Риме работал известный архи­тектор Апполодор Дамасский. В 107-113 гг. под его руководством был постро­ен Форум Траяна - огромная площадь длиной 280 и шириной 200 метров. В отличие от более ранних форумов он состоял из нескольких частей. По сторо­нам главной прямоугольной площади, за сквозными колоннадами, находились так называемые лавки Траяна, представлявшие собой два мощных полукружья, обращенные в сторону главной площади. На форуме находилась крупнейшая в Древнем Риме базилика - базилика Ульпия, а также мемориальная колонна Траяна высотой 38 метров, построенная из мрамора. Ствол ее был обвит спи­ральной лентой с рельефами, изображающими военные подвиги Траяна. По сторонам от колонны располагались две библиотеки, греческой и латинской ли­тературы, с крыш которых можно было рассматривать рельефы верхней поло­вины колонны. За двором с колонной Траяна находился другой двор, завер­шавшийся храмом Траяна. Форум Траяна выделялся не только своими разме­рами и разнообразием композиционного решения, но и богатством отделки.

В 125 г. под руководством Аполлодора Дамасского был построен Пан­теон - храм всех богов. Пантеон был перестроен из круглого бассейна, вхо­дившего в состав терм Агриппы. Гигантский цилиндрический объем был пере­крыт сферическим куполом диаметром 43,2 метра. В центре купола находилось девятиметровое осветительное отверстие. Пантеон был построен из обожжен­ного кирпича в сочетании с бетоном. Внутри сооружение было отделано мра­мором.

В начале III в. в Риме были построены термы Каракаллы. Они включали в себя множество сооружений. Помимо бассейнов и ванн, в них находились па­лестры - площадки для спортивных упражнений, помещения для отдыха, биб­лиотеки, магазины. Термы вмещали до 1800 человек одновременно. Общие размеры терм Каракаллы - 353х335 метров. К основным помещениям терм от­носились бассейн с холодной водой (фригидарий), большой зал с сухим жар­ким воздухом (тепидарий) и круглый бассейн с горячей водой (кальдарий).

Больших успехов достигли римляне в строительстве акведуков (водовод, лат. aqua - вода, duco - веду), в том числе выполненных в виде мостов над ре­ками. Римляне сооружали акведуки в форме каналов и труб. Общая длина акве­дуков г. Рима составляла около 440 км. Широкий размах строительства в Риме стал возможным благодаря производству больших количеств обожженного кирпича и бетона, изготовляемого из вулканического пепла. Много труда было приложено в Древнем Риме к строительству дорог. Была создана широкая сеть дорог, пересекающих многие районы Западной Европы, состоявшая приблизи­тельно из 370 больших дорог, из которых около 30 вели в Рим. Римские дороги проходили и через Альпы. Строились дороги основательно. Толщина дорожно­го полотна, состоявшего из гравия, булыжного и тесаного камня, уложенных в известковый раствор, составляла примерно 1 метр. Использовались указатели расстояний и пересечения путей. Наибольшей известностью пользовалась Ап-пиева дорога, построенная в IV в. до н. э. и имевшая протяженность около 350 км и очень большую по тому времени ширину - до 4,3 м. Аппиева дорога соединяла Рим с Капуей и Брундизием и являлась первой римской дорогой, мощенной камнем. Возобновление строительства мощеных дорог в Европе по­сле падения Древнего Рима произошло только в XIII в.

В период Империи в Риме было построено много красивейших зданий, однако основная масса населения продолжала жить в многоэтажных, плохо по­строенных доходных домах. Домовладельцы старались сэкономить на всем: фундамент делали неглубоким, стены - тонкими, комнаты - маленькими и тем­ными, с низкими потолками. Так как стекло стоило очень дорого, окна не стек­лили, а закрывали деревянными ставнями. В доходных домах лучше всего было жить на первом этаже, куда поступала вода из водопровода и где была канали­зация. Жители верхних этажей должны были ходить за водой к общественным колодцам. Лестницы доходных домов, выходившие прямо на улицу, были кру­тыми и неудобными. Для римских улиц были характерны шум, теснота, вечная давка. Освещался город только в дни больших праздников. Отопления в домах не было - жильцы обогревались жаровнями с углями или маленькими прими­тивными печками. Плохо и ненадежно построенные дома то и дело обвалива­лись. Часто случались пожары. Так как улочки были узкими, огонь быстро рас­пространялся с одного деревянного балкона на другой, с одной стороны улицы на противоположную. На узких, плотно застроенных улочках Рима потушить большой пожар водой было невозможно, и чтобы локализовать его и помешать огню распространяться на другие кварталы, приходилось сносить один за дру­гим десятки жилых домов. Как сообщает Тацит, со страшным пожаром времен Нерона удалось справиться только на шестой день.

Особое место в римской культуре занимает скульптура и, прежде всего, скульптурный портрет. Римский скульптор ставил своей задачей не только передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, но и выразить своеобразие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан республики лишены идеализации, они естественны и реалистичны. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н.э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря. Автор портретов смог выразить в чер­тах лица многие оттенки характера героя, его достоинства и пороки. В портрете Помпея, например, в его застывшем широком, мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не только минутное настроение ге­роя, но и присущие ему честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время не­которую нерешительность, склонность к колебаниям. Около 40 г. до н.э. в Риме появились тенденции к подражанию раннеклассическим мастерам греческой скульптуры. Портретам этого времени присущи классическая простота, величе­ственность и серьезность. Одним из самых выразительных скульптурных порт­ретов III в. является мраморный бюст Каракаллы: скульптор мастерски отобра­зил, с одной стороны, энергию и решимость, а с другой, жестокость и грубость правителя.

Культура Древнего Рима оказала значительное влияние на последующую мировую и в особенности европейскую культуру. Латинский язык лег в основу многих европейских языков, на принципах классического римского права бази­руются правовые системы многих стран мира; литература, изобразительное ис­кусство, архитектура Древнего Рима вдохновляли и продолжают вдохновлять многие поколения последующих деятелей искусства.