Библиотека

Блоги

Биографическая справка - Голикова Л.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие.

Биографическая справка

Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Согласно Юнгу, в психике человека наряду с личностным бессознательным существует более глубинный, фундаментальный слой – «коллективное бессознательное», где в виде изначальных структур – архетипов хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий априорную готовность к восприятию и осмыслению мира. По мнению Юнга, на архетипической основе базируются все великие идеи. Он полагал, что если бы все традиции в мире оказались разом обрезаны, то со следующим поколением вся мифология и история религий начались бы сначала. Юнг ввел в научный оборот такие объекты исследования, которые до него квалифицировались европейской научной традицией как заведомо иррациональные: символы мистических учений Востока, алхимические тексты, парапсихологические феномены, учение о карме, реинкарнации и т.п. Онтологической основой решения оккультных вопросов в его теории была идея существования непричинных, синхронных (вневременных, но значимых) связей, принципиально противостоящих причинным связям, с которыми имела дело классическая наука. Упомянутую идею швейцарский мыслитель разрабатывал в содружестве с одним из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля Вольфгангом Паули. Имеются сведения, что Юнг занялся созданием теории синхронности по совету создателя теории относительности Альберта Эйнштейна. Именно синхронный, а не причинный характер связей, по Юнгу, определяет взаимодействие мозга и психики, материального и идеального. В таком контексте архетипы, наделенные самостоятельным существованием, выступают в роли платоновских эйдосов, выполняя одновременно функции и первооснов мироздания и фундаментальных структур психики.

Значительное влияние взглядов Юнга испытали физик Э. Шредингер, культурологи К. Кереньи и М. Элиаде. Его работы способствовали развитию исследований по сравнительной мифологии, сравнительному религиоведению и кросскультурной психологии.

Основные сочинения: «Метаморфозы и символы либидо» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Современный миф о «небесных знамениях» (1958).

Работа К.Г. Юнга «Архаичный человек», фрагмент которой приведен ниже, посвящена анализу мифологического мышления. Описывая характерные черты мышления человека первобытной культуры, автор акцентирует внимание на таких его особенностях как нерасчлененность в видении мира (первобытный человек не отделяет себя от среды как социальной, так и природной) и логическая диффузность, заключающаяся в неотделимости собственно мышления от эмоциональной, аффектно-моторной сферы. Следствием этого является очеловечивание окружающей природной среды и вытекающая отсюда всеобщая персонификация. «Архаичный человек» переносит на природные объекты свои собственные свойства, приписывает им жизнь, человеческие чувства.

В этой и других работах, посвященных анализу первобытного мышления, Юнг отмечает, что в мифологическом мышлении не существует отчетливого разделения предмета и знака, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними вторичными чувственными качествами предметов: объекты сближаются по вторичным чувственным качествам, по смежности в пространстве и времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом мышлении выглядит как тождество.