Библиотека

Блоги

Имидж и мировоззрение готов - проявление индивидуальности в молодёжных субкультурах

В наше время существует большое множество молодёжных субкультур, которые стремятся выделиться среди «серой» массы общества при помощи своего собственного уникального имиджа, образа жизни, поведения. Одной из таких субкультур является субкультура готов. Своеобразный имидж молодёжных субкультур трактуется психологами и социологами как определенная социальная маска с амбивалентными функциями: она и выявляет, и скрывает. О том, что выявляется, а что утаивается в молодежной субкультуре гóтов, и пойдет речь в этой статье.

Молодое поколение, оказавшееся перед лицом драматичных и противоречивых общественных и личных процессов, выработало особый защитный механизм и собственные системы ценностей, альтернативные нормам господствующей культуры. Возникновение молодежных субкультур как относительно автономных, осознающих себя систем, обладающих развитым языком самоидентификации, способных к самоорганизации и заметному влиянию на социокультурные процессы окружающего их общества стало возможным только во второй половине XX века в условиях усиления социальной стратификации. Будучи постмодернистским явлением, молодежные субкультуры тяготеют к реинтерпретации аккумулированного культурного опыта того или иного общества, превращая этот процесс в свободную игру нонконформистской смыслосозидающей энергии. Так, например, субкультура готов, как предельно эклектичная, интересна простором, который она предлагает для широковариативного, коллажного совмещения и наложения знаков. Конгломерат идей, символов, эпох, стилей – она является наглядным отражением тенденций современного общества в гипертрофированной форме.

В этой статье мы постараемся рассмотреть наиболее характерные идентификационные коды данной субкультуры как обязательную к заполнению анкету «свой-чужой».

Тяготеющие к историцизму в облике «антикварные» готы, андрогинные готы, кибер-готы, предпочитающие техноидный кибер-панк стиль джипси-готы («цыганские» готы) и хиппи-готы, близкие к эстетике садомазохизма фетиш-готы, панк-готы («темные» панки), вестерн-готы, готы-вампиры и прочие – все они, несмотря на некоторую общность в системе эстетических ценностей, позволяющую им оставаться в рамках одной субкультуры, несомненно, имеют весьма различный знаковый язык. В данной статье пойдёт речь об имидже и мировоззрении андрогинных готов и готов-вампиров.

Непосредственное влияние на формирование молодежной субкультуры готов оказали глэм-рок, панк, новая романтика. В начале 70-х: знаковая фигура Дэвида Боуи и его сценический герой – Зигги Стардаст – как первая декларация андрогинности. В середине 70-х: панк-стиль – агрессивная протестная субкультура, пропитанная духом нигилизма, анархии и социальной провокации. Атрибуты стиля панк унаследовали представители субкультуры готов и подвергли их стилистической трансформации. Элегантная унисексуальная новая романтика возникла как реакция на брутальность стиля панк.

История формирования субкультурного стиля готов отсылает к готическому роману XVIII–XIX веков и его драматичной мрачной атмосфере как основе субкультурной эстетики.

Культурно-философская основа стиля готов – постмодернистская смесь эстетики декаданса, мистики, отдельных идей романтизма, символизма, экзистенциализма, ницшеанства, сюрреализма, буддизма и многого другого. Ее влияние на формирование визуальной составляющей субкультуры. Заимствованные символы и их новая семантика. Акцент на интеллектуализированность, индивидуализм, элитарность. Интровертность субкультуры, сознательный отказ от активного вмешательства в социальные процессы.

Фильм «Голод» (1979 г.) и сингл группы Bauhaus «Bela Lugosi’s Dead» привели имидж готов от иронии к основным идентификационным кодам. Мотив вампиризма как сублимированной сексуальности и связанный с ней гомоэротизм. «Танатос» – инстинкт смерти, тесно переплетающийся с «эросом». Протест против традиционной витальности и телесности: эстетические идеалы андрогинности, дематериализация. Отход от бинарного восприятия «плохое/хорошее», «черное/белое» к иному, более широкому и глубокому осмыслению окружающей действительности.

Своеобразный стиль готов - маскарад на каждый день: игра как форма эскапизма. Амбивалентные функции грима и костюма. Преодоление собственных страхов и слабостей посредством их акцентуализации. Развенчанные символы смерти: от эсхатологического ужаса к «укрощенному» декору. Театрализованность, подчеркнутая манерность. Семантика цвета.

Явление субкультуры готов можно описать как интернациональный декаданс на пути перехода к постиндустриальному обществу.

Все вышеуказанные элементы имиджа и мировоззрения андрогинных готов и готов-вампиров подходят не ко всем готам, но большинство из них выглядит и думает именно так. Разнообразие имиджа готов и их мировоззрения объясняется артистизмом и стремлением к самовыражению, индивидуальности.