Библиотека

Блоги

Индия : «веда»

Новый период в истории Индии отмечен появлением литературных источников. Главным из них является религиозная литература, известная нам под обобщающим названием «Веда» (букв, «знание»); в современной науке ее принято называть во множественном числе — Веды, поскольку она состоит из разных частей, различных по характеру и содержанию. По названию основного источника весь рассматриваемый период (с середины II по середину I тысячелетняя до н. э.) часто именуют «ведийским».

Согласно Ведам, рабство в Индии было обычным явлением. Слово «даса» («раб») первоначально означало «враг», «чужак»; это указывает на то, что в Индии, как и в других древних странах, вначале порабощались насильственным путем иноплеменники. Теперь же мы встречаем самопродажу, продажу родителями своих детей. О порабощении за долги данных еще не обнаружено. Среди рабов, видимо, преобладали женщины.

Индийские веды

Все нерабское население подразделялось на четыре сословия (варны), имевшие кастовый характер; принадлежность к варнам была наследственной, каждой из них было присуще определенное место в обществе, соответствующее степени ее благородства, ее правам и обязанностям. Первые три варны были более древними; их возникновение связано с внутриплемен-ным социальным расслоением и захватом родо-племенной верхушкой органов власти и управления. Высшей считалась Варна брахманов, принадлежавших к потомственным жреческим родам. Второй при перечислении обычно называется варна кшатриев — военной знати (царский род, военачальники, дружинники и пр.).

Третью варну — вайшьев — составляла основная масса общинников, главным занятием которых была производственная деятельность; это была основная податная Варна. Члены этих трех вари проходили в детстве обряд инициации, считавшийся вторым рождением, почему и назывались «дваждырожденными».

Им противостояла четвертая варна — шудр, которые не проходили обряда второго рождения и потому назывались «однаж-дырожденными». Это были в основном чужаки, принятые в общину, но равных прав на землю, па участие в управлении в арийском религиозном культе не получившие. Их уделом было исполнение подсобных работ — услужение и работа по найму, профессиональное ремесло, также считавшееся непрестижным как работа не на себя, а на других. Варновую принадлежность нельзя было менять по своему желанию. Каждому полагалось следовать только занятиям своей варны. Рели член высшей варны по каким-либо причинам вынужден был следовать занятиям низшей, то и он сам, и его потомки могли потерять свою варну. Члены разных варн не могли вступать в браки, особенно мужчина более низкой варны с женщиной более высокой  варны.

Вся жизнь индийца — работа, семейные обязанности, отношения с государством и другими членами общества, исполнение культовых обязанностей и веками сложившихся правил поведения в быту — была регламентирована в зависимости от его варны. Закон образа жизни как совокупности освященных религией традиционных норм поведения назывался дхармой. Исполнение индийцем дхармы его варны считалось его основной обязанностью.