Библиотека

Блоги

Когда смерти не было…

Если обратиться к мифам самых разных народов мира, то можно встретить упоминание о тех временах, когда смерти еще никто не знал. Люди жили в Раю, но потом Боги их наказывали и изгоняли оттуда, и приходила смерть, как завершение жизни.

На этом противостоянии жизни и смерти строятся очень многие области жизни человека. Вопросы рождения и смерти, жизни до рождения и после смерти, размышления о цикличности всего сущего, о бытие и небытие – все эти вопросы затронуты во всех мировых религиях, во всех культурах. И в каждой культуре свой язык встречи со смертью, своя специфика похоронных обрядов. Отношение к уходу из жизни и погребальной церемонии невероятно серьезно во всех, даже самых далеких от религии и атеистических обществах. Ни у кого не получается подходить рационально к уходу в мир иной...

Само слово похоронить имеет самые разные значения с практической точки зрения. В христианской культуре принято предавать прах земле. В некоторых культурах умерших сжигают, а потом развеивают пепел над землей или водой. В индийских племенах принято отправлять в последний путь по реке в каноэ. Где-то умерших хоронят в дуплах деревьев, а где-то просто оставляют в пустынном месте. У папуасов в Новой Гвинее было принято съедать усопших, причем это не было актом каннибализма – а для многочисленных родственников умершего было очень важно, что тот был носителем определенной энергии и знаний, и его силу надо разделить между всеми членами рода.

У зороастрийцев существовал обычай оставлять всех умерших на башне молчания, на съедение хищных птиц. Тело, покинутое душой, переставало, по их поверьям, являть собой какую-либо ценность. Скорее наоборот, оно могло стать вместилищем злых сил и духов. Мертвое тело становилось как бы оскверненным и не могло вступать в контакт ни с одной из священных стихий – ни с водой, ни с землей, ни с огнем. Только кости потом собирали и сбрасывали на самое дно, так как существовало поверье, что для посмерного существования необходимо сохранение какой-нибудь части тела, а кости для этой цели подходили как нельзя лучше. В древней Месапотамии утрата костей своих предков ложилась пятном несмываемого позора.

Многие культуры стремились сохранять непрерываемую связь с предками. Именно к ним было принято обращаться за советом и помощью в сложных для семьи или рода ситуации. Даже в погребениях, относящихся к каменному веку, рядом с захоронениями находили маски умерших, которые служили как бы символом того, что у них остаются «лица», а значит, они могут помогать тем, кто живет, в их земной жизни.

Создавая разнообразные ритуалы погребения, живые стремились тщательнее отгородить умерших от своего мира. Это была и защита от инфекций, и стремление спасти тела усопших от хищных птиц и зверей, был здесь и страх перед смертью, перед неумолимостью и неожиданностью ее прихода. Уже в захоронениях неандертальцев можно проследить стремление позаботиться о том, какой будет жизнь человека, ушедшего в мир иной, в этом мире.

По тому, как хоронили своих умерших кроманьонцы, можно заметить, что у них уже был страх того, что мертвые могут как-то навредить живым. На тела мертвых накладывали тяжелые камни, прижимая руки и ноги; заваливали камнями могилы. Традиции вбивать в гроб гвозди, чтобы избежать попыток покойника восстать из могилы; обычай устилать путь похоронной процессии еловыми ветками, чтобы, при попытке пойти обратно, покойный наколол пятки – все это отголоски опасений кроманьонцев.

Человечество развивалось, шло усложнение и культа мертвых. В 4 веке до нашей эры в религиозной системе Древнего Египта именно загробное существование стало важнейшей частью религиозной системы. В земной жизни человек являл собой единство трех начал: тела, души и духа-двойника. В результате смерти эти три части распадались, а бессмертия можно было достичь, если сделать тело нетленным с помощью сложной процедуры бальзамации, если использовать мистические обряды и вернуть в него душу, если рядом будет находится изваяние-двойник. Гробница становилась для властителя, обретшего бессмертие, вечным домом.

К концу 2 тысячелетия до нашей эры религиозные воззрения египтян стали меняться. Стали зарождаться убеждения о тщетности создания земного дома для умерших; появились первые упоминания о суде небесном и о необходимости праведной земной жизни. Эти идеи очень похожи у всех религиозных конфессий.

В христианстве вся земная жизнь является подготовкой к будущей вечной жизни. Обязательная часть христианского погребения – отпевание умершего в храме.

У иудеев обряд погребения исполняется в полном соответствии с одной из древнейших заповедей. Расписаны малейшие детали церемонии.

В мусульманской религии очень важный ритуал – расположение тела покойного определенным образом относительно частей света. Гроб мусульмане не используют.

В буддистском религиозном мировоззрении вся человеческая жизнь неразрывно связана с движением небесных светил. Именно поэтому астролог является главным действующим лицом на похоронах, он назначает и время выноса тела. У буддистов считается, что человек не умирает, а переходит в другой, более великолепный мир. Тело просто заворачивают в белую ткань и увозят в горы.

Бальзамация усопших служила убеждению, что человек и после смерти сможет пользоваться своим собственным телом. Именно поэтому ни христианская, ни мусульманская религии бальзамацию не поддерживают.

Традиция кремации очень древняя. Она существовала и у античных народов, и у древних славян. Была она принята у скандинавов, японцев и индусов. В Японии и сейчас практически всех усопших кремируют.

Все народы, живущие на земле, всегда волновал вопрос, что происходит после того, как человек умирает. Что такое «тот свет», что ждет там каждого из живущих.

Для китайца в уходе из жизни нет никакой трагедии. Он знает, что его там ждут уже ушедшие родные и близкие и мечтает с ними встретиться. Заботой о родителях считается покупка им гроба еще при жизни.

Мексиканцы, как и многие индейские племена, считают смерть просто еще одним естественным состоянием человека, и, в специальный день поминовения всех усопших, у всех, кто его отмечает, достаточно веселое и праздничное настроение.

Для многих народов Африки становится праздником сам день похорон. Некоторые африканские традиции дошли и до американского континента. Так, в Новом Орлеане, на похоронах звучит далеко не грустная джазовая музыка.

Современная наука активно исследует состояние анабиоза. Именно эти исследования и легли в основу несбыточной пока мечты о том, что через пару сотен лет умерших можно будет оживить, если сейчас их тела подвергнуть глубокой заморозке. Уже несколько сотен человек в Японии и Америке ждут этого волнующего момента в специальных крио капсулах.

У сторонников движения «зеленых» появились свои способы проведения похоронной церемонии. Они выбирают гробы из любых материалов, которые быстро разлагаются; популярны бамбуковые и картонные варианты. А вместо массивных и вечных каменных надгробий предпочитают высаживать на могилах деревья. В Англии уже существует больше сотни подобных зеленых кладбищ.

Очень необычные традиции погребения существуют на островах Индонезии и Мадагаскара.

А необычные гробы, которые делают жители острова Гана, пользуются уже спросом во всем мире.