Библиотека

Блоги

Мифология и религия древних греков

Представления древних греков о своих богах менялись вместе с изменением форм общественной жизни. Постепенно, в течение тысячелетий, сложилась система устойчивых преданий — мифология и выработались религиозные обряды: жертвоприношения, молитвы, храмовые празднества.

Греческая религия в том виде, в каком она отразилась в мифах, классическом искусстве и памятниках литературы, стала оформляться в крито-микенскую эпоху (см. ст. «Как ученые открыли древнейшую Грецию»), во II тысячелетии, и позже — в начале I тысячелетия до н. э. В это время большинство греческих племен перешли от родового строя к рабовладельческому.

В эпических поэмах древних греков «Илиада» и «Одиссея», которые народная молва приписывала легендарному странствующему поэту, слепому старцу Гомеру, изображена целая галерея богов и богинь в виде прекрасных и могучих женщин и мужчин (см. т. 11 ДЭ, ст. «Гомер»).

Мифология и религия древних греков

Когда греки жили родами или большими семьями, составлявшими племя, они считали, что их боги также между собой родственники. Когда же появились племенные союзы с господствующими (аристократическими) и подчиненными родами, семья богов также разделилась на младших и старших во главе с повелителем стихий — верховным владыкой Зевсом. Его священным животным считался бык. Женой Зевса была «волоокая» (от слова «вол» и «око») могучая красавица богиня Гера. Главные боги греков связаны с наиболее полезными человеку домашними животными — быком и коровой. Представление о священных животных возникло в те первобытные времена, когда основными занятиями древних греков были охота и скотоводство.

Древние греки считали, что главные боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Олимпийских богов было двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными, как считали греки, были брат Зевса Посейдон — владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом своего трезубца, и Аид, также брат Зевса, — владыка подземного царства. Миф гласил: одна из сестер Зевса — богиня плодородия Деметра имела красавицу дочь Кору. Прельстившись красотой Коры, Аид похитил ее, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной. Но Деметра, тоскуя по дочери, упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону из преисподней. Но Аид отпустил жену не навсегда. Прощаясь с ней, он дал ей проглотить гранатовое зернышко — символ верности. Пробыв некоторое время с матерью Деметрой на земле, Персефона возвращалась к мужу в преисподнюю. Пока Персефона была с матерью, на земле расцветали и плодоносили деревья, кустарники, травы, а когда она возвращалась под землю к Аиду, жизнь замирала. Так древние греки объясняли смену времен года, появление ростков из посеянных семян и созревание урожая.

У Зевса было много детей, среди которых греки особенно почитали могучую деву Афину — богиню мудрости. Она родилась в шлеме, доспехах и с копьем в руке из головы своего отца.

В мифах рассказывается, что у Зевса была еще дочь — великая богиня любви и красоты Афродита. Детьми Зевса были также близнецы — прекрасный юноша бог солнца Аполлон и лесная дева, богиня луны Артемида. Лучи бога солнца — золотые стрелы — несли смерть каждому, в кого он стрелял. Артемида считалась также богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Ее изображали в короткой, удобной для быстрого бега одежде и с колчаном за плечами. Стрелы богини тоже приносили мгновенную смерть. Рядом с Артемидой обычно изображали лань — ее священное животное. Кроме олимпийцев почитались многие другие божества. В воображении греков каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь. Так, старец Океан жил со своими многочисленными дочерьми-океанидами в океане, а старец Нерей со своими дочерьми-нереидами — в море.

В лесах блуждал козлиный добродушный бог Пан. Иногда для забавы он пугал громким криком прохожих (отсюда произошло выражение «панический ужас»).

С течением времени, по мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли своих богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов человеческой деятельности, в том числе и таких, как война и воровство. Среди сыновей Зевса были бог войны — жестокий Арес и бог-вестник Гермес — покровитель путешествующих, купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства, а Гефест — божественным кузнецом.

С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. В каждом греческом городе-государстве культ издревле почитавшегося божества приобретал официальный, государственный характер. Так, богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства; бог Аполлон — покровителем независимого священного округа Дельф; Посейдон — покровителем города-государства Коринфа. Сам Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции.

В ряде греческих городов-государств кроме почитания главных богов — олимпийцев установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис — бог виноградарства и виноделия. С VI в. до н. э. он стал наряду с богиней Афиной покровителем афинского народа. В его честь устраивали праздники, связанные с весенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина.

В конце VIII — начале VII в. до н. э. великий поэт древности Гесиод, чтобы привести в систему многочисленные мифы, создал поэму «Теогония» (происхождение богов). В ней он рассказывает, как из первичного хаоса родились древнейшие боги: земля — Гея и небо — Уран. От них произошло второе поколение богов — могучих титанов, олицетворявших мощные и страшные явления природы. Главой всех титанов считался младший сын Урана и Геи — Кронос. Он лишил власти и низвергнул в бездну своего отца. Сын Кроноса — бог Зевс впоследствии также поступил со своим отцом и сделался главой третьего поколения богов, которые, как считали греки, непосредственно управляли миром.

Греки верили, что олимпийцы во главе с Зевсом охраняют их во время войны и помогают им в хозяйственной и культурной деятельности. Однако боги не терпят самостоятельности и непокорства. Когда потомок титанов Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, Зевс приковал его к кавказской скале. И каждый день орел выклевывал ему печень, отраставшую за ночь. Согласно мифу могучий герой Геракл освободил Прометея.

В VI—V вв. до н. э. наивная вера в человекообразных богов, которым свойственны чувства и переживания людей, уже не удовлетворяет многих греков, знакомых с достижениями науки и философии того времени. Философ Гераклит (VI в. до н. э.) считал первоосновой мира огонь, из которого все возникает, и высшим законом природы — вечный процесс движения и изменения. Философ-идеалист Платон (V—IV вв. до н. э.) создал учение о едином боге-творце — демиурге (греческое «мастер»). Позже, в III—V вв. н. э., в Греции неоплатоники развили учение о первичном разуме как высшей мировой силе и, признавая языческих богов, рассматривали их как порождение этой первичной творческой силы. Но в это время на территории Римской империи, и в частности в Греции, широко распространяется христианство, вытесняя остатки языческих верований.

В конце концов боги и герои мифов превратились в чисто художественные образы. В реальное их существование никто не верил. В течение веков они широко использовались в искусстве и литературе.