Библиотека

Блоги

Неведомое, непознанное и стремление к нему

Известный исследователь религии Макс Мюллер связывал происхождение древнегреческого слова «человек», что буквально означало «смотрящий вверх», с религиозностью человека. По его словам, «только человек может обратить своё лицо к небу... он один ищет чего-то за пределами чувств и разума, более того, ищет то, что отрицается чувствами и разумом.

Во всех религиях, считал Мюллер, есть некое томление духа, стремление постичь непостижимое, выразить невыразимое, жажду Бесконечного, любовь к Богу.

Действительно, религия не могла бы существовать без «невидимого», неведомого: сверхъестественной, священной Силы, лежащей в основе всего существующего мира. Вера в реальность такой Силы, стремление познать Её и обрести связь с этой таинственной и неведомой областью — это главное в религии.

Отец Александр (Мень) писал: «... Индейцы-алгон-кины под именем Маниту почитают надмирную Силу. Представления о ней мы встречаем и у жителей Малайи. Эта Сила носит определённо сверхъестественный характер. Её называют Мана. У папуасов, по свидетельству Миклухи-Маклая, эта таинственная стихия именуется Оним.

Неведомое, непознанное и стремление к нему

По воззрениям австралийских аборигенов, существует некая "Ван-гарр — вечная, неопределённая, безликая сила, которая проявила себя во дни создания и продолжает оказывать плодотворное влияние на жизнь по сей день...". У африканских народов мы также находим понятие о Мане. У обитателей Западного Судана её имя — Ньяма, у пигмеев — Мегбе, у зулусов — Умойя, у угандийцев — Жок, у северных конголезцев — Элима... Весьма интересно и глубоко по смыслу представление о Высшем Начале у североамериканских индейцев. "Религиозная вера дакотов, — пишет один исследователь, — не в божествах как таковых, она — в таинственном, непознаваемом Нечто, которого они суть воплощения... Каждый будет поклоняться одним божествам и пренебрегать другими, но величайшим объектом поклонения является Таку Вакан, который сверхъестественен и таинственен. Ни один термин не может выразить полного смысла дакотского слова Вакан. Оно охватывает полноту Тайны, скрытую власть и божественность. Эта сила, которая у ирокезов называется Оренда, у юленгоров — Вангарр, пронизывает собой всю природу. Она объединяет в духовном единстве людей, животных, растения, камни. Она тождественна с идеей Маны у полинезийцев. Сила эта распределяется в мире неравномерно, люди могут обладать ей в большей или меньшей степени. Тот человек, которого сопровождает удача, который отличается ловкостью и красотой, — тот имеет "много Маны". Она может передаваться к другому, человек может стать причастен к ней посредством прикосновения и посвящения"».

История несомненно показывает и доказывает стремление человека к горнему (небесному) миру. На религиозных чувствах зародились все культуры, правда есть и обратная связь зависимости религиозности от культуры. Но меня мучает вопрос: почему же большинство людей в мире на практике не идут к высшему, неведомому, а предпочитают низшее и ведомое. Много раз писали что атеизм - тоже религия, основанная на вере в отсутствие высших сил, Бога. Но вера - ни единственный отрибут религии. Где же религиозные ритуалы и обряды, церемонии? В чем стремление к неведомому, непознанному у атеистов? судя по всему религиозные порывы и стремления у таких людей трансформируются в жажду научных знаний, кои являются, по их мнению, противопоставлением знаниям религиозным. Почему же у одних людей склонность к неведомому миру и его познанию проявляется только в уме, а у других в уме, сердце и духе, попробуем поразмышлять позже.