Библиотека

Блоги

Символизм (история возникновения)

Символизм – наиболее яркое течение периода рубежа 19/20 вв. Появляется и в живописи, музыке, поэзии, драматургии. Первое направление, из которого вырастают все остальные.

В. Ходасевич (1928 г.) «О символизме»: символизм – это целая эпоха, особый воздух, и тот, кто дышал этим воздухом, навсегда им отравлен, отличен от других. Люди символизма в толпе умеют узнавать друг друга – не потому что они современники перед лицом чужого мира. Это «братья поневоле». Они могут не любить друг друга, резко друг о друге отзываться, но это биология культуры, тут действует особый закон.

 

Поначалу новые течения воспринимали как декадентство. Термин появился в 1886-м г. – манифест символизма Жана Мореаса. Позже уже, по отношению ко всем новым течениям появляется термин модернизм.

Символизм

Сначала символизм заявляет о себе во Франции (С. Малларме, П. Верлен, А. Рембо и др.). Поначалу складывается на рубеже 1860-1870-х гг. как поэтическая школа. Новая поэзия возникает как попытка противостоять буржуазной, сытой жизни, как поэзия избранных. Прежде всего, противостоит реализму, позитивизму – устоявшимся, привычным формам искусства. Отклик на кризис буржуазного общества.

Мореас: новая поэзия сторонится привычных форм литературы: поучению, ложной декламации, объективного описания. Задача поэзии – в другом: поэзия символа стремится воплотить некую отвлечённую Идею, Идею, которая должна отразить более глубокие явления. Это некая тайна, которая скрывается за внешними формами жизни. Поэтому важная цель символизма – ощущение тайны. «Тайна поэзии» – одна из статей С. Малларме. Поэзия – это высшая форма искусства, потому что она способна проникнуть в тайны бытия, в отличие от цели реалистов – общественная жизнь и т.д., – поэзия пользуется музыкальными формами, средствами речи. Символистская поэзия воспринимается как особый тип художественного мышления. Стремясь к наиболее глубинному постижению мира, поэзия приближается к религии, это творческое состояние, творческий экстаз. Мишле «Об эзотеризме в искусстве».

Другая задача – ощущение Красоты, которая выражает идею гармоничного начала в мире. Ощущение неких идей добра. Отсюда – они должны передать общую картину мира на общем подсознательном уровне – картину единства мира, которое обнаруживается во множественных соответствиях. Предшественником они признают Шарля Бодлера (многие русские символисты переводили его цикл «Цветы зла», особенно сонет «Соответствие»). Поэт как дешифровщик, проводник. Высказывается идея Платона: всё вызывает мысленные ассоциации, которые создаёт картину мира. Рембо «Гласные».

Русские символисты тоже будут говорить о том, какие ассоциации вызывает каждый звук.

Музыка – высшая форма иерархии искусства.

Стремление реформировать привычную систему поэтики. Символ выражает безграничную сторону мысли, сообщает слову мерцающую зыбкость. Образ более обеднён в этом смысле. Символ – условный знак, намёк на тайную сущность, противопоставленную объективному миру.

Реформа привычных стихотворных размеров. Верлибр (впервые – Рембо). Его преимущество – в том, что теперь ритм вырастает из живого разговорного языка, из живого движения текста, а не заранее определён стихотворными размерами. Таким образом, символизм предполагает иную реализацию текста и живую взаимосвязь с текстом. Музыкальные принципы тонического стиха преобладают над декламационно-говорными принципами силлабики.

Реалисты, по мнению символистов, создают себе преграды, делая грубый слепок материального мира. Поэтому символ требует нового, интуитивного постижения мира.

С другой стороны, поэт – шифровщик (герметичный, закрытый текст), оберегающий тайну, от непосвящённых.

После, уже во время моды на символизм, простое будет часто восприниматься как сложное. Символизм уже сопрягается с мистическим актом, начинает сближаться с сектантством.

Немецкий символизм добавляет идеалистическую философию. Обращение к музыке как к первородной воле (Шопенгауэр), обращение к философии бессознательного, философии Ницше.