Библиотека

Блоги

Японский кукольный театр Дзёрури

Появление кукольного театра в Японии связывают с охотниками – кугуцуси. Свое свободное время они посвящали тому, что делали кукол и экспромтом показывали кукольные представления. Это были очень простые спектакли. Представления проходили прямо на улице или же кукольники переходили от дома к дому.

Позже кукольные спектакли стали показывать представители буддийской секты дзёдо. Они использовали для кукольных сцен буддистские храмы. Многие странствующие актеры-монахи носили на шее шнурок, на котором была подвешена миниатюрная сцена, она называлась кубикакэ. На кубикакэ была изображена сцена, об истории какого-либо известного храма, или же об истории возникновения какого-либо буддийского божества.

Потом бродячие кукольные представления стали показывать в стиле буддийских рассказов, которые имели особое музыкальное сопровождение. Такой способ представлений повысил рост популярности этих спектаклей. Кукольные представления в древней Японии были известны как кугуцу. Они оказались пригодными не только для спектаклей на божественную тематику. Для развлечения своих покровителей этот вид искусства использовали куртизанки.

Сэккё стали все больше и больше проникать в сферу народных увлечений в первые годы эпохи Токугава, потому что стали сопровождаться музыкой. Сначала представления стали сопровождать трущимися друг о друга бамбуковыми палочками, а позже для музыкального сопровождения стали использовать струнные инструменты. Кроме того, темы, которые носили раньше религиозный и исторический характер, стали более светскими. В них стала присутствовать любовная и чувственная окраска.

Когда такая форма представлений стала приходить в упадок, сэккё стали принимать другие формы. Так форма утадзаимон исполнялась под аккомпанемент сямисэна, а кадо-сэккё - под мелодию японской скрипки - кокё, или под звуки, которые издавали при трении друг о друга бамбуковые палочки. До искусства Дзерури японским кукольникам оставался один шаг. 

Японский кукольный театр Дзёрури

Во второй четверти 16 века музыкальная пьеса дзёрури уже существовала. Она исполнялась в сопровождении сямисэна. Большое признание она получила в среде народа. В высших кругах исполнялось повествование «Хэйкэ», которое сопровождалось музыкой бива. Название жанра произошло от имени дочери состоятельного торговца из древнего текста «История Дзёрури». Основу повествования составляла любовная история молодых людей. 

Как и во многих странах Востока, кукольное мастерство передавалось по наследству, от отца к сыну. Одним из популярных кукловодов того времени был Дзёкэй. Со временем он создал свой собственный кукольный театр в городе Эдо, который являлся в то время сёгунской столицей. В его театре вместо глиняных кукол появляются куклы деревянные. В театре появились богатые шелковые занавеси вместо бумажных занавесей. Кукольный театр снова стал расцветать.

Когда произошло падение замка Тоётоми в Осаке, много самураев оказалось без какого-либо занятия. Они потеряли своих хозяев и стали заниматься грабежами. Чтобы занять самураев хоть чем-нибудь, им поручили охрану башни Осакского замка. Такая служба оказалась для самураев очень скучной и чтобы развлечься и заработать больше денег, они нашли для себя более веселое занятие. Самураи стали развлекать прохожих кукольными представлениями. Таким образом, японский кукольный театр Дзёрури стал повышать свою популярность.